Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2024 по административным исковым заявлениям Крыловой Марии Викторовны и Беловой Ирины Анатольевны о признании не действующим в части приказа Комитета по культуре Ленинградской области от 3 июля 2015 г. N 01-03/15-32 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда", а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон" по частной жалобе Крыловой Марии Викторовны и Беловой Ирины Анатольевны на определение Ленинградского областного суда от 4 декабря 2023 г, которым производство по делу прекращено в части.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного истца Крыловой М.В. Зеленчикова Б.Б, поддержавшего доводы частной жалобы, возражения против удовлетворения частной жалобы представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования Свердловского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области Алтуховой М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей определение суда подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛ:
3 июля 2015 г. Комитетом по культуре Ленинградской области издан приказ N 01-03/15-32 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда", а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон" (далее - Приказ), который 13 июля 2015 г. опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Данным документом утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда", расположенного на территории Ленинградской области, согласно приложениям 1 - 4 (Всеволожский район - приложение 1, Кировский район - приложение 2, Ломоносовский район - приложение 3, Бокситогорский район - приложение 4), а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны названного объекта культурного наследия согласно приложению 5.
В приложении 1 к Приказу приведено описание границ территории охранной зоны, площади территории и координат характерных точек, выполненных в местной системе координат, следующих объектов культурного наследия федерального значения, образующих ансамбль "Зелёный пояс Славы Ленинграда", расположенного на территории Ленинградской области во Всеволожском районе: памятник ленинградским детям "Цветок жизни" на "Дороге жизни", г..Всеволожск, п. Ковалево, на 3 км шоссе северо-западнее ж.д. станции "Ржевка" (пункт 1); памятник "Румболовская гора" на "Дороге жизни", г..Всеволожск, Румболовские высоты (пункт 2); памятник "Безымянная высота", Всеволожский район, близ деревни Большие Пороги, на правом берегу р. Невы (пункт 3); памятник "Разорванное кольцо", Всеволожский район, деревня Коккорево, у Вагановского спуска к Ладоге (пункт 4); памятник "Катюша", Всеволожский район, деревня Корнево, близ ж.д. станции Рахья (пункт 5); памятник "Памятные километровые столбы" на "Дороге жизни", Всеволожский район, от ж.д. станции Ржевка до западного побережья Ладожского озера (пункт 6); памятник стела лётчикам Героям Советского союза С.М. Алешину, Н.В. Боброву и В.А. Голнчаруку, повторившим подвиг Н.Ф. Гастеллло, Всеволожский район, близ ж.д. станции Лемболово (Всеволожский район, п.ст. Лемболово) (пункт 7); памятник-стела воинам-понтонёрам, обеспечивавшим транспортную связь осаждённого Ленинграда со страной в 1943 г, Всеволожский район, р.п. им. Морозова (Всеволожский район, д. Шереметьевка) (пункт 8); памятник железнодорожникам, обеспечивавшим перевозку грузов для осаждённого Ленинграда по "Дороге жизни", Всеволожский район, р.п. им. Морозова (Всеволожский район, г..п. им.
Морозова, квартал "Станция Петрокрепость") (пункт 9); памятник "Сад мира", Всеволожский район, 38 км Верхне-Выборгского шоссе, в 7 км северо-восточнее ж.д. станции Белоостров (Всеволожский район, Юкковское СП, 39 км Выборгского шоссе, в 1 км восточнее СНТ "Поляна-2" (пункт 10); памятник "Лемболовская твердыня", Всеволожский район, 31 км Приозерского шоссе "Всеволожский район, 32 км Приозерского шоссе, 6 км ю-з ст. д. Васкелово (пункт 11).
В данном приложении также представлены схемы границ охранной зоны.
В приложении 5 к Приказу указано, что охранная зона назначается для физического, видового, эстетического и композиционного сохранения ансамбля, предусматривается в целях сохранения исторически сложившихся открытых пространств вокруг объектов для обеспечения визуального восприятия памятников в исторической среде при подъезде к объектам и их осмотре, а также для сохранения исторически сложившихся зелёных насаждений вокруг объектов, как сохранившиеся элементы исторического ландшафта. В данном приложении также перечислены виды деятельности, которые разрешаются, а какие запрещаются, в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда", расположенного на территории Ленинградской области.
Крылова М.В, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и находящегося в границах зоны охраны территории одного из элементов объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда" - объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота", обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании Приказа не действующим в части утверждения границ зоны охраны памятника "Безымянная высота"; описания границы территории охранной зоны данного памятника в пункте 3 приложения 1 к Приказу; установления координат характерных точек границ указанного памятника, выполненных в местной схеме координат, в пункте 3 приложения 1 к Приказу; схемы границ охранной зоны этого же памятника, приведённой в пункте 3 приложения 1 к Приказу; требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда" в приложении 5 к Приказу применительно к названному памятнику.
В обоснование требований Крылова М.В. ссылалась на то, что Приказ вступил в противоречие с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 569, и нарушает её права собственника, поскольку устанавливает запрет на возведение на земельном участке жилого дома.
По мнению административного истца, Приказ принят с нарушением установленных законодательством, имеющим большую юридическую силу, процедуры и порядка его принятия, а кроме того Приказ принят Комитетом по культуре Ленинградской области с превышением полномочий.
С аналогичными административными исковыми требованиями в суд обратилась Белова И.А, которая является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес", и находящихся в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота".
Определением Ленинградского областного суда от 27 сентября 2023 г. дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Ленинградского областного суда от 4 декабря 2023 г. производство по делу по административным искам Крыловой М.В. и Беловой И.А. о признании Приказа не действующим в части прекращено за исключением земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N, включённых в границы зон охраны объекта культурного наследия.
В частной жалобе административные истцы просят об отмене определения суда, считая его незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Оценив материалы административного дела, доводы частной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного кодекса.
В пункте 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 этого кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Прекращая производство по делу в указанной выше части требований, суд указал, что положения Приказа, запрещающие строительство любых капитальных объектов на территориях, не относящихся к земельным участкам административных истцов, не могут нарушать либо иным образом затрагивать права и законные интересы административных истцов, поскольку нарушение своих прав они усматривают исключительно в том, что Приказ нарушает их право на возведение жилых зданий на принадлежащих им земельных участках.
Суд пришёл к выводу о том, что поскольку административные истцы являются собственниками земельных участков, находящихся в охранной зоне объекта культурного наследия, установленной Приказом, то они являются субъектами отношений, регулируемых Приказом только в той его части, которой запрещено строительство любых капитальных объектов на принадлежащих Крыловой М.В. и Беловой И.А. земельных участках с кадастровыми номерами N, N и N.
Судебная коллегия с таким выводом не соглашается, считает его неправильным ввиду следующего.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряжённой с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединённой зоны охраны объектов культурного наследия) (пункт 1).
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (пункт 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами N N и N, собственниками которых являются Крылова М.В. и Белова И.А, находятся в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зеленый пояс Славы Ленинграда".
В пункте 3 приложения 1 к Приказу, как указано выше, установлены границы территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота", приведено её описание, изложена схема границ охранной зоны, а также приведены координаты характерных точек границ, выполненных в местной системе координат.
Поскольку установление пунктом 3 приложения 1 к Приказу охранной зоны для объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота" повлекло включение земельных участков административных истцов в состав зоны охраны данного объекта культурного наследия и означает установление особого режима использования этих земельных участков, административные истцы вправе оспорить Приказ в части, касающейся объекта культурного наследия федерального значения памятника "Безымянная высота", в заявленном объёме, равно, как и оспорить требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения ансамбль "Зелёный пояс", в состав которого входит объект культурного наследия федерального значения памятник "Безымянная высота".
По изложенным основаниям определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Ленинградского областного суда от 4 декабря 2023 г. отменить, направить административное дело N 3а-5/2024 в тот же суд для рассмотрения по существу.
На апелляционное определение с может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.