Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Корякиной А.И. - Оболкиной И.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 42 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2023 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела контроля за внешним благоустройством муниципального казённого учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" Корякиной А.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 42 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2023 года, начальник отдела контроля за внешним благоустройством муниципального казённого учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "СЭГХ") Корякина А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Корякиной А.И. - Оболкина И.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, установлена административная ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги по улицам Автодорожная, улица 50 лет Октября, улица 50 лет Советской Армии, улица Богдана Чижика, улица Бестужева - Марлинского, улица Вилюйский тракт, улица Губина, улица Горького, улица Кальвица, улица Лермонтова, улица Ломоносова, улица Маяковского, улица Можайского, улица Стадухина, улица Свердлова, улица Сергеляхское шоссе, улица Федора Попова, улица Хатынг - Юряхское шоссе, улица Хабарова, улица Чернышевского, улица Чайковского, улица Курнатовского города Якутска переданы на содержание МКУ "СЭГХ".
Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьёй, ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения внеплановой проверки исполнения МКУ "СЭГХ" законодательства о дорогах на территории города Якутска прокуратурой города Якутска по поручению прокуратуры Республики Саха (Якутия) с привлечением ОГИБДД МУ МВД России "Якутское", путём инструментального обследования, было установлено наличие недостатков зимнего содержания, отсутствия и неправильное применение дорожных знаков на дорогах и на улицах на территории города Якутска, а именно: улица Автодорожная, улица 50 лет Октября, улица 50 лет Советской Армии, улица Богдана Чижика, улица Бестужева - Марлинского, улица Вилюйский тракт, улица Губина, улица Горького, улица Кальвица, улица Лермонтова, улица Ломоносова, улица Маяковского, улица Можайского, улица Стадухина, улица Свердлова, улица Сергеляхское шоссе, улица Федора Попова, улица Хатынг - Юряхское шоссе, улица Хабарова, улица Чернышевского, улица Чайковского, улица Курнатовского.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Корякина А.И. назначена на должность начальника отдела контроля за внешним благоустройством МКУ "СЭГХ", и согласно должностной инструкции в её обязанности входит: планирование и организация мероприятий по текущему содержанию дорог, площадей и полигона складирования снега, текущему содержанию и ремонту элементов обустройства автомобильных дорог местного значения сооружений, к которым относятся дорожные части, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, пешеходных дорожек, тротуаров, других, предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности; обеспечение выполнения возложенных на отдел надзора за внешним благоустройством задач и функций; распределение обязанностей между работниками в пределах их должностных обязанностей; осуществление контроля за качеством и своевременностью выполнения должностных обязанностей работниками отдела контроля за внешним благоустройством.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела контроля за внешним благоустройством МКУ "СЭГХ" Корякиной А.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьёй.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья городского суда согласился с выводами мирового судьи.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
Согласно части 2 и части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
На основании части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела, с целью предоставления возможности реализовать права, предусмотренные статьёй 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что защитником Яковлевым А.А, действующего в интересах Корякиной А.И. на основании доверенности от 7 февраля 2023 года, в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана жалоба на постановление мирового судьи от 7 февраля 2023 года.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) принял жалобу защитника Яковлева А.А. к производству и назначил рассмотрение жалобы на 12 мая 2023 года в 15 часов 00 минут.
Определением судьи городского суда от 12 мая 2023 года рассмотрение жалобы было отложено до 16 часов 00 минут 18 мая 2023 года (л.д. N).
18 мая 2023 года судьёй городского суда вынесено определение об отложении рассмотрения жалобы до 12 часов 00 минут 19 мая 2023 года для выяснения причин неявки участников процесса (л.д. N).
С учётом того, что жалоба была подана защитником Яковлевым А.А, который был допущен к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении, то у судьи городского суда имелась обязанность уведомить защитника о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе и предоставить возможность реализовать права, предусмотренные статьёй 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту.
Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что судьёй городского суда принимались меры к извещению защитника Яковлева А.А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 12 часов 00 минут 19 мая 2023 года.
Отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является существенным нарушением процессуальных прав, лишающим лицо, привлекаемое к административной ответственности, гарантий его защиты, и прав защитника.
Таким образом, учитывая отсутствие данных о надлежащем извещении защитника Яковлева А.А. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе, следует признать, что рассмотрение дела судьёй городского суда в его отсутствие существенно нарушило процессуальные требования, предусмотренные статьёй 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем судебное решение не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2023 года, вынесенное в отношении начальника отдела контроля за внешним благоустройством МКУ "СЭГХ" Корякиной А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение жалобы защитника Корякиной А.И. - Яковлева А.А. в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Корякиной А.И. - Оболкиной И.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника отдела контроля за внешним благоустройством муниципального казённого учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" Корякиной А.И, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.