Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рогова Ивана Петровича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-6793/2023, по административному иску Рогова Ивана Петровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рогов И.П. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконными действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по удержанию денежных средств с лицевого счета и возложить на административного ответчика обязанность возвратить денежные средства в полном объеме.
В обоснование иска Роговым И.П. указано, что в период отбывания наказания по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (далее - ФКУ "ИК-1") на его лицевой счет от родственников поступили денежные средства для приобретения в магазине исправительного учреждения товаров первой необходимости, 70 % от суммы которых администрацией учреждения без его ведома удержаны в счет погашения материального ущерба, причиненного преступлением.
Полагает, что денежные средства на лицевом счете не являются доходом, соответственно на них не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Считает нарушенными свои права, предусмотренные статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и Правилами внутреннего распорядка в исправительном учреждении, утвержденные приказом Минюста РФ N 110 от 4 июля 2022 года.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года в удовлетворении административного иска Рогова И.П. отказано.
20 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Рогова И.П, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 13 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении его требований.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что он отбывает наказание в строгих условиях, не трудоустроен, не имеет иных источников дохода. Указывает, что поступающие денежные средства от родственников нельзя признать источником дохода, из которого возможно удерживать денежные средства на погашение ущерба, причиненного преступлением, поскольку указанные средства предназначены для приобретения продуктов и товаров первой необходимости, что предусмотрено УИК РФ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 года кассационная жалоба Рогова И.П. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствие с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судами Рогов И.П. осужден по приговору Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), не трудоустроен.
В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на исполнении находятся 10 исполнительных документов о взыскании с осужденного Рогова И.П. денежных средств на общую сумму 1 848 715 руб, в том числе материального ущерба в сумме 1 809 115 руб, причиненного преступлением, в пользу ООО "Нива", ПО "Хлебзавод", Усть- Ундинское РАИПО, АО "Иркутскнефтепродукт". Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства : о взыскании с Рогова М.П. в пользу АО "Иркутскнефтепродукт" ущерба, причиненного преступлением, в размере 571 911 рублей; о взыскании с Рогова М.П. в пользу АО "Иркутскнефтепродукт" ущерба, причиненного преступлением, в размере 287 304 рублей; о взыскании с Рогова М.П. в пользу Усть- Ундинское РАИПО ущерба, причиненного преступлением, в размере 550 000 рублей; о взыскании с Рогова М.П. в пользу ПО "Хлебзавод" ущерба, причиненного преступлением, в размере 80 000 рублей; о взыскании с Рогова М.П. в пользу ООО "Нива" ущерба, причиненного преступлением, в размере 322 000 рублей.
В исправительном учреждении на имя Рогова И.П. открыт лицевой счет, на который ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные переводы от физических лиц на суммы соответственно 1000, 2000, 1000 и 1000 руб, из которых во исполнение постановлений судебного пристава-исполнителя удержано и перечислено на депозитный счет службы судебных приставов 70%.
Рассматривая заявленные требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по перечислению с личного счета административного истца денежных средств в счет исполнения требований исполнительных документов являются законными, поскольку денежные средства списаны на основании исполнительных документов, выданных в отношении должника Рогова И.П, и в соответствии с установленным законом порядком; исходил из того, что поступившие на личный счет Рогова И.П. денежные средства не являются тем видом дохода, на который не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 91 УИК РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен пунктом 4 статьи 5 УИК РФ.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 356 утверждена Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция), пункт 4 которой предусматривает, что для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем; лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии осужденного и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег.
Вопросы удержания по исполнительным листам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регулируются положениями главы 11 Федерального закона N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального закона N229-ФЗ взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
В статье 101 указанного Федерального закона установлен исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. При этом в статье 101 Федерального закона N 229-ФЗ денежные переводы от физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, не поименованы.
Таким образом, денежные суммы, поступившие на лицевые счета осужденных от физических лиц в перечень видов дохода, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, не включены.
Согласно части 3 статьи 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (часть 2 статьи 99).
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 % (часть 3 статьи 99).
Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.
Часть 2 статьи 100 Федерального закона N 229-ФЗ, устанавливающая особенности обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание, направлена во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона - на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и на соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; направлена прежде всего на эффективное и своевременное исполнение вступившего в законную силу приговора по уголовному делу в части компенсации вреда, причиненного потерпевшему, либо в части взысканного штрафа.
С учетом изложенных норм, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды верно исходили из того, что удержания произведены правомерно, поскольку находящиеся на лицевом счете осужденного денежные средства, поступившие от иных лиц, являются доходом осужденного, в связи с чем к ним применяются положения законодательства об исполнительном производстве, кроме того, поступившие на лицевой счет Рогова И.П. денежные средства не входят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. При таких обстоятельствах административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему полномочий, исполняя постановления судебного пристава-исполнителя.
Суд кассационной инстанции, проверяя судебные постановления в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, нашедшую свое отражение и оценку в оспариваемых судебных актах, не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает; основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам жалобы допущено не было.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рогова Ивана Петровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.