Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков МВД России, УМВД России по Сахалинской области Спицыной А.В. на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ди ФИО6 к ОМВД России по городскому округу "Смирныховский", УМВД России по Сахалинской области, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ди А.Д. обратился в суд с исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу "Смирныховский" о взыскании компенсации морального вреда в размере 340 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период содержания его под стражей по уголовному делу с 3 июля 2021 года его этапировали и содержали в ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский". При этапировании в ФКУ СИЗО- N УФСИН России по Сахалинской области администрацией ИВС в период 2021-2022 годов в 34 случаях он не был обеспечен сухим пайком в полном объеме по установленным нормам, что причиняло ему нравственные и физические страдания.
Определениями Смирныховского районного суда Сахалинской области от 7 декабря 2022 года и от 14 февраля 2023 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 6 марта 2023 года исковые требования Ди А.Д. удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ди А.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере 30 000 рублей, в остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 июля 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2023 года решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 6 марта 2023 года изменено, размер взысканной в пользу Ди А.Д. компенсации морального вреда снижен до 15 000 рублей.
17 декабря 2023 года представителями административных ответчиков МВД России, УМВД России по Сахалинской области Спицыной А.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ди А.Д. требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку факт причинения ему нравственных и физических страданий не доказан, кроме того по ранее рассмотренному гражданскому делу факт нарушения прав Ди А.Д. в спорный период содержания в изоляторе временного содержания не был установлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая настоящее дело, суды, руководствуясь положениями статей 4, 7, 15, 17.1, 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 15, 1069, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, Нормами питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, и с учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих, что в период 2021-2022 годов при этапировании из изолятора временного содержания ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" в следственный изолятор в г..Южно-Сахалинске 11 июля 2021 года, 25 июля 2021 года, 25 августа 2021 года, 12 сентября 2021 года, 15 сентября 2021 года, 18 октября 2021 года, 18 ноября 2021 года, 18 декабря 2021 года, 25 января 2022 года, 18 февраля 2022 года, 25 февраля 2022 года, 25 апреля 2022 года, 11 июня 2022 года, 25 июля 2022 года, 11 августа 2022 года, 18 августа 2022 года, 25 августа 2022 года, 27 октября 2022 года, 17 ноября 2022 года Ди А.Д. не был обеспечен сухим пайком в полном
объеме по установленным нормам согласно рациону питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту (приложение N 4), утвержденному приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 966, что лишало его возможности получать трехразовое питание, достаточное для поддержания здоровья и сил, пришли к выводу о нарушении условий содержания административного истца в ИВС и наличии оснований для взыскания в его пользу соответствующей компенсации морального вреда.
При определении размера взыскиваемой в пользу Ди А.Д. компенсации морального вреда судом апелляционной инстанции учтены обстоятельства, при которых были допущены нарушения условий его содержания в ИВС, характер и продолжительность нарушений, наличие негативных последствий для административного истца с учетом имеющихся у него заболеваний, в связи с чем, исходя из принципов разумности и справедливости, апелляционный суд определилразмер компенсации морального вреда в сумме 15 000 рублей.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (статья 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, установлено, что подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
В силу статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Установив, что в период содержания Ди А.Д. в ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" при этапировании из изолятора временного содержания в следственный изолятор было нарушено его право на обеспечение бесплатным питанием по установленным нормам, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении условий содержания административного истца под стражей и наличии предусмотренных статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для присуждения в его пользу компенсации морального вреда.
Все заслуживающие внимание обстоятельства, влияющие на размер компенсации морального вреда, судами учтены в полном объеме, сумма компенсации морального вреда, взысканная в пользу Ди А.Д, является соразмерной последствиям допущенного нарушения условий его содержания в ИВС и обеспечивает компенсацию причиненных ему нравственных и физический страданий.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, установление несоответствия условий содержания под стражей требованиям законодательства не может не свидетельствовать о нанесении морального вреда.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД России, УМВД России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.