Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Головлевой Эльвиры Николаевны - ФИО1 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-2843/2023, по административному иску Головлевой Эльвиры Николаевны к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Головлева Э.Н. обратилась в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" части определения площади в размере 1000 кв.м.
В обоснование иска истцом указано, что ей на праве собственности принадлежит часть жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, общая площадь 43, 8 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок, прилегающий к данной части жилого дома, поставлен на кадастровый учет (кадастровый N), но не оформлен в собственность. Другая часть жилого дома, расположенная по адресу: "адрес", также является автономным блоком в спорном жилом доме, и земельный участок, общей площадью 700 кв.м, прилегающий к данной части жилого дома, поставлен на кадастровый учет (кадастровый помер N), но не оформлен в собственность.
Таким образом, земельный участок, прилегающий к жилому дому, расположенному по адресу: "адрес", уже разделен на два земельных участка (прилегающих к спорным частям жилого дома), имеющих самостоятельные кадастровые номера и с определенными площадями, но с отсутствием установленных границ. Указанные обстоятельства подтверждаются решением Уссурийского районного суда Приморского края от 28 июля 2022 года N2и-3187/2022.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность. Оспариваемым постановлением ей предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кв. I. Полагает, что данное постановление является незаконным в части определения площади земельного участка в размере 1000 кв.м, поскольку изначально к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка предоставлялась схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 1913 кв.м. Полагает, что в оспариваемом постановлении также должна быть указана площадь предоставляемого земельного участка 1913 кв.м..
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 октября 2023 года в удовлетворении требований Головлевой Э.Н. отказано.
17 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Головлевой Э.Н. - Воронько Ю.Г, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 27 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе представитель истца ссылается на неправильное определение судами обстоятельств дела. Заявитель указывает, что изначально административный истец к заявлению прикладывала схему расположения земельного участка с координатами расположения испрашиваемого земельного участка, площадью 1913 кв.м, размер которого был определен в результате геодезических работ. Площадь в размере 1000 кв.м. спорного земельного участка определена примерно, поскольку он является ранее учтенным. Поскольку границы спорного земельного участка уточнены впервые, каких-либо иных документов о межевании не имеется, установленные границы не превышают установленные законом пределы и согласованы со смежными землепользователями, отсутствуют споры, требования и претензии на испрашиваемый участок со стороны третьих лиц, считает, что заявленные требования являются обоснованными.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2024 года кассационная жалоба представителя Головлевой Э.Н. - Воронько Ю.Г. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Головлевой Э.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и решения Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит часть жилого дома, общей площадью 43, 8 кв.м, адрес объекта: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Головлева Э.Н. обратилась в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:18:100101:1498, по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Головлевой Э.Г. получено уведомление N об отказе, по тем основаниям, что она является собственником жилого помещения в виде квартиры, при этом, согласно статье 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу Nа-3187/2022 указанное решение признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Головлевой Э.Г.
Во исполнение вышеуказанного решения, главой администрации Уссурийского городского округа вынесено постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, которым Головлевой Э.Н. предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером 25:18:100101:1498, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
При этом суды исходили из того, что приложенная к заявлению схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 1913 кв.м, не могла быть принята административным ответчиком, поскольку из заявления Головлевой Э.Г. следовала просьба о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером N, уже поставленного на кадастровый учет площадью 1000 кв.м.; сведения о площади земельного участка, указанные в ЕГРН, соответствуют сведениям указанным в похозяйственных книгах на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", при его постановке на кадастровый учет, в связи с чем администрацией обоснованно предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указываются, в том числе: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (подпункт 1).
На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду испрашиваемых земельных участков.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из материалов административного дела следует, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка административным истцом приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1 913 кв.м. При этом из заявления не следует, что заявитель просила администрацию Уссурийского городского округа согласовать образование земельного участка в иных границах.
Вместе с тем принимая решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Головлевой Э.Н, площадью 1000 кв.м, административный ответчик не принял решение в части утверждения либо отказа в утверждении приложенной заявителем схемы расположения участка на кадастровом плане территории, что не соответствует положениям действующего законодательства, предусматривающего принятие решения по заявлению гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка с учетом приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и нарушает права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что постановленные по делу судебные акты нельзя признать законными, так как они приняты при неправильном применении норм материального права, что является в силу части 2 статьи 328 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления административного истца и признании незаконным оспариваемого ответа администрации Уссурийского городского округа Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 октября 2023 года отменить. Принять новое решение по делу.
Признать незаконным постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:18:100101:1498, общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Головлевой Эльвиры Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" установленном законом порядке и сроки.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.