Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 ноября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-514/2023, по административному иску Дильшнайдера Дмитрия Александровича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дильшнайдер Д.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении питания, незаконными; возложить обязанность на административного ответчика устранить нарушение его прав; взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в размере 50 000 рублей.
В обоснование иска с учетом уточнения требований административный истец указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где в рационе отсутствовали продукты питания, а именно: макаронными изделиями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, томатной пастой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, киселями сухими витаминизированными с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фруктами или фруктами сушеными (компот) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, творогом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сахаром с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обращает внимание на то, что с августа 2013 г. амбулаторно принимает препараты (Анти-Ретро-Вирусную терапию по заболеванию ВИЧ-инфекция), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принимает по назначению врача в профилактических целях противотуберкулезный препарат "тубазид", так как его иммунитет находится в зоне риска.
Определением Кировского районного суда города Новосибирска от 30 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.
Определением Кировского районного суда города Новосибирска от 23 декабря 2022 года административное дело передано на рассмотрение в Амурский городской суд Хабаровского края в соответствии с правилами подсудности.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 6 июня 2023 года административные исковые требования Дильшнайдера Д.А. удовлетворены частично.
Признаны незаконными и нарушающими права осужденного Дильшнайдера Д.А. действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащей организации питания Дильшнайдера Д.А, в связи с отсутствие макаронных изделий: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, томатной пасты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; киселя сухого витаминизированного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; фруктов или сухофруктов сушеных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; творога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сахара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в не выдаче молока в натуральном виде на ужин.
С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу Дильшнайдера Д.А. за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей.
На ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность по включению в рацион Дильшнайдера Д.А. томатной пасты, и по выдаче молока питьевого в натуральном виде на ужин, в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", и Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом ФСИН России 2 сентября 2016 года N 696. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 ноября 2023 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 6 июня 2023 года изменено. Из резолютивной части решения суда исключен абзац третий. Исключен из резолютивной части решения суда абзац пятый. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
17 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 28 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе представитель административных ответчиков ссылается на то, что учреждение организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Пища, выдаваемая осужденным, отвечает санитарным, органолептическим, рецептурным и вкусовым требованиям. Замена продуктов производилась в соответствии с приказом Министерства юстиции от 17 сентября 2018 года N 189; размер взысканной судом компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 года кассационная жалоба ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, осужденный Дильшнайдер Д.А. отбывает наказание в исправительном учреждении особого режима - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Удовлетворяя административное исковое заявление Дильшнайдера Д.А. в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, исходил из того, что организация питания в учреждении осуществлялась ненадлежащим образом, чем нарушены права административного истца на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении. При определении размера взыскиваемой в пользу Дильшнайдеру Д.А. компенсации в сумме 5 000 рублей суд первой инстанции учитывал продолжительность нарушения, обстоятельства при которых оно допущено, исходил из принципов разумности и справедливости и пришел к выводу о необходимости снижения заявленной ко взысканию суммы компенсации.
Изменяя решения суда первой инстанции и исключая из резолютивной части решения абзац третий и четвертый, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выводы суда о надлежащей замене отсутствующих продуктов (абзац третий), относятся к мотивировочной части решения суда и не должны содержаться в его резолютивной части. Абзац четвертый, содержащий указание на возложение обязанности, не является способом восстановления нарушенного права.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частью 3 статьи 99 УИК РФ определено, что минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
В соответствии с пунктом 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительного учреждения.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 106 главы 6 Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
Приказом Минюста России от 26 февраля 2016 N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", а также Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", подлежащими применению в соответствующий период времени при разрешении спора, установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
Согласно Примечанию к Приложению N 5 к приказу Минюста России от 26 февраля 2016 N 48, указано, что по данной норме обеспечиваются: "данные изъяты" (пункт В). Кроме того, согласно пункту 2 Примечания, установлено, что дополнительно к данной норме выдается на одного человека в сутки: а) больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу в том числе больным ВИЧ-инфекцией: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50 г; макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; молока питьевого - 250 мл; сока - 100 мл; масла коровьего - 20 г; творога - 50 г.
Аналогичные условия установлены в Приложении N 5 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 N 189.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Дильшнайдер Д.А. состоит на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты"; назначено дополнительное питание постоянно.
По информации начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ гражданину Дильшнайдеру Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время диагноз " "данные изъяты"" установлен не был (т.2 л.д. 95).
Согласно справке инспектора ОКБИ и ХО ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Дильшнайдер Д.А. питается согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 205 от 11 апреля 2005. Замена продуктов питания, отсутствующих на складах учреждения, выполняется в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 17 сентября 2018 года N 189. Поставки продуктов питания на склады учреждения осуществляются централизованно со складов УФСИН России по Хабаровскому краю.
Вместе с тем, судами установлено и подтверждается материалами дела, что административным ответчиком были допущены нарушения в организации питания административного истца, что выразилось в отсутствии: макаронных изделий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; томатной пасты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; киселя сухого витаминизированного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; фруктов или фруктов сушеных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; творога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сахара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в отсутствии их надлежащей замены в указанный период.
Установив нарушение прав административного истца на содержание в надлежащих условиях со стороны исправительного учреждения, что выразилось в ненадлежащем обеспечении питания, установленном нормами N 5 и N 7 к Приказу Министерства юстиции РФ от 17 сентября 2018 года N 189, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для присуждения Дильшнайдеру Д.А. соответствующей компенсации, в связи с чем, взыскали в его пользу с главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 руб.
Доводы кассационной жалобы о том, что замена продуктов производилась в соответствии с приказом Министерства юстиции от 17 сентября 2018 года N 189 подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, раскладкой питания.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о том, что размер присужденной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, подлежат отклонению, поскольку при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, принцип разумности и справедливости соблюден. Взысканная сумма компенсации является соразмерной допущенным нарушениям условий содержания осужденного в исправительном учреждении, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовые позиции административных ответчиков, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующие позиции стороны были исследованы нижестоящими судами и верно отклонены в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 6 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.