Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-6138/2023, по административному иску Бочкарева Григория Михайловича к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бочкарев Г.М. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" СНТ "Березка"; возложить на административного ответчика обязанность произвести действия по предоставлению в собственность земельного участка.
В обоснование требований административный истец указал, что он принят в члены СОТ "Березка" ДД.ММ.ГГГГ. На заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах территории СОТ "Березка", администрацией ему отказано в предоставлении земельного участка, поскольку участок не соответствует проекту межевания территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" городского округа " "адрес""; и учтен под объекты индивидуального жилищного строительства; расположен в территориальной зоне "Ж-2А". Считает данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года, административное исковое заявление Ефремова В.М. удовлетворено.
Признано незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" N-ДИЗО/2023 об отказе в предоставлении в собственность Бочкареву Г.М. земельного участка с кадастровым номером 14:36:108009:27.
На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бочкарева Г.М. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами, установленным настоящим решением суда.
18 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 27 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что оспариваемый отказ не нарушает права административного истца и не противоречит действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок учтен под объекты индивидуального жилищного строительства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2024 года кассационная жалоба Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением Якутского городского совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ коллективам Энергонадзора и Якутской Птицефабрики для организации садового-огороднического товарищества был отведён земельный участок площадью 9 га, распоряжением Мэрии г.Якутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждён списочный состав членов СОТ "Березка" в числе которых значилась ФИО5
Протоколом общего собрания членов СНТ (ранее - СОТ) "Березка" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 исключена из членов СОТ в связи с не освоением земельного участка, вместо неё принят ФИО1 с перераспределением ему ранее предоставленного ФИО5 земельного участка, что подтверждается копией указанного протокола, справкой председателя СНТ "Березка" от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорный земельный участок, распределённый СНТ "Березка" истцу, в 2002 году поставлен на кадастровый учёт, присвоен кадастровый N, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - садоводство и огородничество, не ограничен в обороте, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно утверждённому проекту планировки и межевания территории СНТ "Березка" спорный земельный участок с условным номером 67 (кадастровый N) входит в границы СНТ "Березка".
ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", СНТ "Березка" с кадастровым номером N, для использования под садоводство, по тем основаниям, что разрешённое использование "под садоводство" не входит в перечень видов разрешённого использования земельных участков в зоне "Ж-2А".
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований и признавая незаконным Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/2023, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, установив, что земельный участок расположен в землях, предоставленных в установленном порядке СНТ "Берёзка", согласно утверждённому проекту планировки и межевания территории земельный участок с кадастровый N входит в границы СНТ "Берёзка", не зарезервирован, не ограничен в обороте, учитывали, что участки в садовых некоммерческих организациях подлежат использованию для собственного отдыха граждан, выращивания культур и проживания (размещения) в садовых и жилых домах для собственных нужд, а земельные участки в зоне "Ж-2А" предназначены в том числе для ведения огородничества, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок сформирован и предоставлен членам СНТ с целевым назначением под садоводство и огородничество, используется истцом с 2016 года по указанному назначению, а проект планировки и межевания территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" ГО "город Якутск", которым на территории СНТ определена зона Ж-2А, утверждён распоряжением Nр от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после предоставления членам СНТ, в том числе истцу, земельных участков, пришел к выводу о том, что истец вправе и без ограничения срока использовать участок в соответствии с тем целевым назначением, которое было определено при предоставлении земельного участка, независимо от утверждения в последующем иного градостроительного регламента, отказ в предоставлении муниципальной услуги является незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Частью 3 статьи 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в статье 39.16 ЗК РФ.
Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территории.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (часть 17 статьи 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 42.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённых Якутской городской Думой ДД.ММ.ГГГГ N-НПА, зона "Ж-2А" - зона, предназначенная для застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приквартирными участками на территории г.Якутска.
Из Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" вид разрешённого использования "ведение садоводства" для территориальной зоны "Ж-2А" исключён нормативным правовым актом Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N-НПА.
Вместе с тем судами установлено, что испрашиваемый земельный участок, распределённый в установленном порядке СНТ "Березка" истцу, поставлен на кадастровый учёт в 2002 году, ему присвоен кадастровый N, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - садоводство и огородничество, земельный участок не ограничен в обороте, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, при этом административный истец, как член СНТ "Березка", имеет право приобрести земельный участок в собственность в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах исключение вида разрешённого использования земельного участка "ведение садоводства" в указанной территориальной зоне не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставленного некоммерческой организации и распределённого в установленном порядке административному истцу. Данное обстоятельство не является основанием для отказа в реализации права административного истца на земельный участок, возникшего до внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Учитывая указанные выше обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции апелляционной инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания к отказу Бочкареву Г.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и как следствие оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции данные выводы суда апелляционной инстанции являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.