Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туткушова Николая Калиаскаровича к федеральному государственному казенному учреждению "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" о возложении обязанности произвести расчет за отработанные сверхурочные часы за 2020, 2021, 2022 и 1 квартал 2023 года, взыскании денежных средств за отработанные сверхурочные часы за 2020, 2021, 2022 и 1 квартал 2023 года, по кассационной жалобе Туткушова Николая Калиаскаровича
на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 сентября 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, объяснения Туткушова Н.К, представителя ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области", Управления Росгвардии по Магаданской области - Саакян Ю.В, принимавших участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, обеспечиваемой Магаданским городским судом, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туткушов Н.К. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" (далее - ФГКУ "ОВО нацгвардии по Магаданской области"), филиалу ФГКУ "ОВО нацгвардии по Магаданской области" - Отделению вневедомственной охраны по Хасынскому району о взыскании денежных средств за отработанные сверхурочные часы за 2020, 2021, 2022, 1 квартал 2023 года в размере 490 325 руб. 56 коп.
В обоснование заявленных требований указал, что с 9 апреля 2020 года по настоящее время проходит службу в должности старшего полицейского ОВО по Хасынскому району ФГКУ "ОВО нацгвардии по Магаданской области".
За последние три года ему не выплачиваются в полном объёме денежные средства за переработку часов сверх установленной нормальной продолжительности служебного рабочего времени. На его рапорты об оплате за сверхурочное время ответчик ссылается на то, что переработка может быть оплачена не свыше 120 часов за год. Неоплаченные сверхурочные часы ответчик частично компенсировал ему предоставлением дополнительных дней отдыха. Однако в связи с тем, что в подразделении охраны отсутствует полный штат сотрудников, предоставить отгулы в полном объеме не представилось возможным.
До настоящего времени у истца имеется неоплаченная переработка за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, что подтверждается приложенными к иску табелями учета служебного времени сотрудников ОВО по Хасынскому району.
Указывает, что ему отказано в выплате денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, несмотря на то, что ответчик признает факт наличия неоплаченных сверхурочных часов.
По мнению истца, объем сверхурочных часов за 2020 года составил 332 часа, за 2021 год - 759 часов, за 2022 год - 1138 часов, 1 квартал 2023 года - 256 часов. Среднечасовая заработная плата составляла за 2020 год в размере 158 руб. 90 коп, за 2021 год - 164 руб. 38 коп, за 2022 год - 207 руб. 89 коп, за 1 квартал 2023 года - 166 руб. 44 коп.
Просил суд возложить на ответчиков обязанность произвести расчет за отработанные сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени часы за 2020 в размере 332 часа, за 2021 год - 759 часов, за 2022 год - 1138 часов, за 1 квартал 2023 года - 256 часов, взыскать в его пользу денежные средства за 2020, 2021, 2022, 1 квартал 2023 года в общем размере 490 325 руб. 56 коп.
Определением суда от 29 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 21 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 сентября 2023 года решение Хасынского районного суда Магаданской области от 21 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Туткушов Н.К. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что при увольнении ему выплачена денежная компенсация за 2022 и 2023 годы, однако, за 2020 год не оплачен 361 час работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за 2021 - 624, 25 часа. Рапорт истца оставлен ответчиком без ответа.
В письменных возражениях ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области" выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
В судебном заседании истец Туткушов Н.К. поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что с рапортом о предоставлении дней отдыха за сверхурочную работу за 2020, 2021 годы не обращался. В настоящее время со службы он уволен, при увольнении ему частично выплачена денежная компенсация за переработку в 2022 и 2023 годах.
Представитель ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области", Управления Росгвардии по Магаданской области в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы, пояснив, что дополнительные дни отдыха за сверхурочные часы работы могут быть предоставлены сотруднику только на основании его рапорта, истец с рапортами в 2020, 2021 годах не обращался.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", установив, что истцу выплачена денежная компенсации в размере 120 часов за каждый год спорного периода, Туткушову Н.К. предоставлялись дополнительные дни отдыха, произведено присоединение нескольких дней к основному отпуска, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскания денежной компенсации за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указала, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции судебная коллегия не находит.
При разрешении иска судами установлено и материалами дела подтверждено, что с 09.04.2019 Туткушов Н.К. проходил службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в отделении полиции Отделения вневедомственной охраны по Хасынскому району - филиала ФГКУ "ОВО нацгвардии по Магаданской области" в должности старшего полицейского.
Пунктом 8 контракта от 09.04.2019 Туткушову Н.К. установлен сменный режим служебного времени.
Судами установлено, что за указанный истцом период, в связи с нехваткой кадров и необходимостью выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, у истца образовалась переработка в рассчитанном истцом размере.
Размер переработки сторонами не оспаривается.
Рапортами от 24.02.2022, 03.03.2022, 05.04.2022, 28.04.2022, 17.06.2022, 13.07.2022 истец обращался к начальнику ОВО по Хасыновскому району с просьбой предоставить ему дополнительные дни отдыха или выплатить денежную компенсацию за переработку сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021, 2022 годы, а рапортами от 22.12.2022 и 02.05.2023 о предоставлении дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за 2022 год.
Приказом ответчика от 19.05.2022 N 7 л/с истцу за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 предоставлены дополнительные дни отдыха в количестве 17 календарных дней, приказом от 15.07.2022 N11 л/с за выполнение таких обязанностей в 2020 году 10 дней отдыха присоединены к основному отпуску.
Истцу выплачена денежная компенсация, предусмотренная ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации в пределах 120 часов в год за 2020, 2021, 2022 годы, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о службе) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 указанной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона о службе).
В соответствии с положениями статьи 53 Федерального закона о службе служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Продолжительность служебного времени сотрудника органов внутренних дел в дневное и ночное время одинакова. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 указанной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам дополнительных дней отдыха утвержден приказом Росгвардии от 14 сентября 2017 года N 382 (далее - Порядок).
Пунктами 4 и 4.1 указанного Порядка установлено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни составляются табели учета служебного времени сотрудников, которые составляются на календарный месяц, являющийся учетным периодом, на основании табеля за прошлый месяц.
В соответствии с пунктом 8 Порядка продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Согласно пункту 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
В силу пункта 10 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется командиром подразделения войск национальной гвардии на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным начальником (пункт 15 Порядка).
Пунктом 18 Порядка определено, что по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в соответствии с частью 6 статьи 53 Закона о службе
До 8 апреля 2023 года действовал приказ Росгвардии от 26 сентября 2017 N 406 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат", пунктами 46 и 48 которого установлено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год.
Согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников Росгвардии, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом из содержания части 6 статьи 53 Федерального закона о службе, пункта 10 Порядка следует, что компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени посредством предоставления дополнительных дней отдыха или денежной компенсации допускается только в случаях невозможности предоставления сотруднику дополнительного времени отдыха в течение рабочей недели. При этом установленное пунктом 48 Порядка, утвержденного приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 N 406, ограничение размера денежной компенсации обусловлено обязанностью нанимателя обеспечить такой режим работы, при котором отработанное служебное время, некомпенсированное дополнительным временем отдыха, не превышает установленную частью 6 статьи 99 Трудового кодекса РФ продолжительность сверхурочной работы в количестве 120 часов в течение года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что в соответствии с действующим в спорный период Порядком, для реализации сотрудником Росгвардии права на использование дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни, волеизъявление сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Между тем судом установлено, что с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году истец обратился с рапортом впервые в июне 2022 года, за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2021 году истец обратился с рапортом впервые в феврале 2022 года, т.е. с нарушением установленного срока.
Судебная коллегия также находит верным вывод судов о том, что в условиях продолжающихся служебных отношений между истцом и ответчиком у суда первой инстанции не имелось правовых и фактических оснований для удовлетворения иска о взыскании денежной компенсации, так как первоочередным является право истца на предоставление дней отдыха либо их присоединение к основному отпуску.
Доводы кассационной жалобы заявителя, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда первой и апелляционной инстанции являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Мотивы принятия оспариваемых судебных постановлений в полной мере отражены в судебных актах в соответствии с требованиями, предъявляемым к ним процессуальным законом, основания для несогласия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Туткушова Николая Калиаскаровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.