Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзиццоева Александра Сергеевича к центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Магаданской области о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 25 октября 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дзиццоев А.С. обратился в суд с иском к центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области о признании незаконным решения о снятии с учёта очередников на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на получение указанной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 7 апреля 2003 года в МВД Республики Северная Осетия-Алания. 13 декабря 2012 года обратился в жилищно-бытовую комиссию указанного органа с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 11 марта 2013 года истец принят на учет в составе семьи из пяти человек: он, жена и трое несовершеннолетних детей.
С 26 мая 2017 года истец проходил службу в ОМВД России по Омсукчанскому району Магаданской области, в настоящее время работает в отделе уголовного розыска ОМВД России по городу Магадану в должности оперуполномоченного.
В г. Магадане истец с семьей проживал в различных арендуемых квартирах, поскольку своего жилья не имел, с 6 октября 2021 года он и члены его семьи проживают в служебной квартире.
Указал, что на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области N 6 от 31 марта 2023 года в его учётное дело внесена информация об изменении потребности в общей площади жилого помещения на его семью из пяти человек в размере 18, 9 кв.м, поскольку обеспеченность на одного члена семьи составила 14, 22 кв.м.
Позднее, протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области N 10 от 2 мая 2023 года, утверждённым распоряжением УМВД России по Магаданской области от 22 мая 2022 года N 18, принято решение об исключение его и членов его семьи из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в качестве основания указано, что Дзиццоев А.С. и его семья имеют несколько жилых помещений, исходя из суммарной площади которых, являются обеспеченными жильем более 15 кв.м на человека.
Не согласившись с выводами комиссии, указал, что его супруга с рождения зарегистрирована в родительском доме по адресу: "адрес", общей площадью 42, 9 кв.м. Собственником данного жилого дома является ее отец - Джусоев Э.А. Истец и его сыновья также зарегистрированы по указанному адресу, однако в данном доме они никогда не проживали, им не пользовались.
Поскольку истец своего жилья не имел, с октября 2007 года он с семьей проживал в арендованной квартире, расположенной по адресу: "адрес", которую впоследствии приобрел 10 февраля 2013 года по договору купли-продажи в ипотеку.
Считает обоснованным заключение жилищно-бытовой комиссии N 6 от 31 марта 2023 года о том, что обеспеченность его семьи составляет менее 15 кв.м. на человека, исходя из площади указанной квартиры.
Полагал, что должен быть поставлен на учет с момента обращения, а именно с 13 декабря 2012 года, поскольку не является членом семьи тестя, его регистрация с женой и детьми в доме тестя не свидетельствует о том, что они фактически проживали в данном жилом помещении. С 2007 по 2017 года его семья фактически проживала в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области N 10 от 2 мая 2023 года о снятии Дзиццоева А.С. с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ответчика обязанность восстановить его в очереди на получение данной социальной выплаты.
Определением судьи от 20 июня 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел России по Магаданской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Джусоева Э.Э, несовершеннолетний ФИО10, ФИО11 и ФИО11 в лице законных представителей Дзиццоева А.С. и ФИО6
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 25 октября 2023 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковое заявление удовлетворено.
Решение центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области, оформленное протоколом N 10 от 2 мая 2023 года, о снятии Дзиццоева А.С. с семьей в составе пяти человек с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным.
На Управление Министерства внутренних дел России по Магаданской области возложена обязанность обеспечить реализацию права Дзиццоева А.С. с семьей в составе пяти человек состоять в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права. Оспаривая выводы суда апелляционной инстанции, указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" было приобретено 21.02.2013, то есть до принятия решения от 11.03.2013 о принятии Дзиццоева А.С. на учет, вместе с тем, истец не уведомил жилищную комиссию по месту принятия на учет, ни жилищную комиссию УМВД России по Магаданской области о приобретении указанного жилого помещения. Обеспеченность семьи Дзиццоева А.С. на февраль 2013 года составляла 18, 12 кв.м на одного человека, на 2023 года составляет 16, 9 кв.м. Считает, что довод истца о том, что его семья не проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" не может быть принят во внимание, так как противоречит положениям Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ об определении уровня обеспеченности сотрудника жилым помещением.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами при рассмотрении гражданского дела установлено и подтверждено материалами дела, что решением комиссии по предоставлению единовременной выплаты ФКУ "ЦХ И СО МВД по РСО-Алания" от 11.03.2013, утвержденным распоряжением руководителя ФКУ "ЦХ И СО МВД по РСО-Алания" от 11.03.2013, Дзиццоев А.С. с семьей в составе пяти человек принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, поскольку на момент обращения семья проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 42, 9 кв.м, жилой площадью 35, 8 кв.м. по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности ФИО5 и в которой проживает еще 6 человек.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности Дзиццоев А.С. и члены его семьи не имели.
Принимая решение о снятии истца и членов его семьи с учета на предоставление единовременной социальной выплаты, центральная жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Магаданской области установила, что Дзиццоев А.С. с супругой с 21.02.2013 являются собственниками жилого помещения по адресу: "адрес" общей площадью 71, 1 кв. м, о чем жилищно-бытовую комиссию не уведомляли.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, комиссия сложила площади указанных двух жилых помещений в "адрес" и пришла к выводу, что семья Дзиццоева А.С. обеспечена жильем в размере более 15 кв.м. на члена семьи.
Ссылаясь на подпункты "б" и "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в протоколе заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области от 2 мая 2023 года N 10, комиссия приняла решение снять истца и членов его семьи с учета очередников на предоставление данной выплаты, поскольку ни на момент принятия на учет, ни на момент рассмотрения вопроса семья истца не отвечала критерию нуждаемости.
Данное решение утверждено распоряжением врио начальника УМВД России по Магаданской области N 52 от 03.05.2023.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области, оформленного протоколом N 10 от 2 мая 2023 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты"), установив, что на момент постановки на учет 11.03.2013 семья Дзиццоева А.С. состояла на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащей отцу супруги истца, исходя из площади указанного жилого помещения и площади квартиры, расположенной по адресу: "адрес", которая в совокупности составила 18, 12 кв.м на каждого члена семьи истца, согласился с мнением ответчика о том, что истец и члены его семьи сохранили право пользования всеми жилыми помещениями, расположенными в "адрес" и не отвечают критериям нуждаемости в жилье.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, принимая во внимание, что на момент проверки жилищных условий, отраженных в акте от 06.11.2012 по "адрес" данном жилом помещении площадью 42, 9 кв.м, состоящем их трех смежных комнат было зарегистрировано 11 человек, на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области о снятии Дзиццоева А.С. с учета в указанном жилом помещении было зарегистрировано 16 человек, отсутствие доказательств, опровергающих доводы истца о том, что он со своей семьей фактически не проживал и не мог проживать в "адрес", так как с 2017 года вместе с семьей проживает за пределами Республики Северная Осетия-Аслания, в связи с прохождением службы в Магаданской области, обеспеченность на одного члена семьи Дзиццоева А.С. составляет 14, 22 кв.м, пришла к выводу незаконности решения центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД Росси по Магаданской области, возложив на УМВД России по Магаданской области обязанность обеспечить реализацию прав Дзиццоева А.С. с семьей в составе пять человек состоять в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, при верном применении норм права, регулирующих возникшее правоотношение.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19.07.2011N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 247-ФЗ).
Положения названного Закона распространены на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Согласно части 1, части 4 статьи 4 названного Закона сотрудник, стаж службы в органах внутренних дел которого не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, считаются несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
В пункте 19 Правил закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в частности по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; при улучшении жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере; реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); прекращение сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 названного Федерального закона).
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно исходила из того, что для правильного разрешения спора необходимо установить имеющие значение обстоятельство, нуждаемость истца в жилом помещении, и как следствие являются ли, по смыслу ст. 31 ЖК РФ, истец, его супруга и несовершеннолетние дети членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", ФИО5
Проверяя указанные обстоятельства на момент принятия истца комиссией по предоставлению единовременной выплаты ФКУ "ЦХ И СО МВД по РСО-Алания" 11.03.2013 на учет для получения единовременной выплаты, а также на момент снятия его с указанного учета 02.05.2023, судебная коллегия, исследовав по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в деле доказательства, верно указала, что согласно акту проверки жилищных условий от 6 ноября 2012 года по адресу: "адрес" в данном жилом помещении площадью 42, 9 кв.м. было зарегистрировано 11 человек, а на момент принятия решения центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области о снятии Дзиццоева А.С. с учета в указанном жилом помещении было зарегистрировано 16 человек.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также ничем не опровергнутые доводы истца о том, что в указанном жилом помещении на момент принятия на учет его семья не проживала и не проживает до настоящего времени, фактически семья проживала в съемном жилье, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что факт регистрации Дзиццоева А.С. с женой и сыновьями по указанному адресу не порождает у них права пользования данным жилым помещением, так как они не являются членами семьи ФИО7 (собственника этого помещения) и совместно с ним не проживают.
Следовательно, учету для определения нуждаемости семьи Дзиццоева А.С. в обеспечении жильем подлежит только квартира по адресу: "адрес", общей площадью 71, 1 кв.м.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.11, 13 постановления Пленума " О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" о том, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, а подлежит оценке судом наряду с иными доказательствами.
Установив, что на момент принятия комиссией ответчика оспариваемого решения о снятии Дзиццоева А.С. с учета очередников, истец жилым помещением по норме не менее 15 кв.м. на каждого члена семьи обеспечен не был, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области, оформленное протоколом от 2 мая 2023 года N 10 и утвержденное распоряжением врио начальника УМВД России по Магаданской области N 52 от 3 мая 2023 года, противоречит требованиям пункта 8, подпунктов "б" и "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем является незаконным.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие ответчика с определением нуждаемости Дзиццоева А.С. и членов его семьи, судебной коллегией Девятого кассационного суда отклоняются, так как они по существу повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, а также собранных по делу доказательств, что в силу указанной выше нормы права не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку материальный закон при рассмотрении дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.