Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Калиниченко Т.В, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гориченко В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении страховой пенсии досрочно, по кассационной жалобе Гориченко В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения представителя Гориченко В.А. - Амелина П.П, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гориченко В.А. обратился в суд с данным иском, указав, что обратившись в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии как работнику "данные изъяты" на работах с тяжёлыми условиями труда, получил отказ с отсутствием специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев. Указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в тяжелых условиях труда на требуемых должностях и его специальный стаж на момент обращения в пенсионный орган составил 10 лет 4 месяца 13 дней, что со снижением возраста достаточно для назначения страховой пенсии, с учетом уточненных требований просил возложить обязанность на ГУ-ОПФ РФ по Приморскому краю признать право на назначение страховой пенсии досрочно по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по достижении 56 лет.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 30 марта 2023 года за Гориченко В.А. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". На ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Гориченко В.А. период работы в ОАО "Судоходная компания "Востоктрансфлот" в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Приморскому краю возложена обязанность назначить Гориченко В.А. досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 декабря 2023 года решение суда в части признания права за Гориченко В.А. на назначение страховой пенсии досрочно по п.9 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ отменено. В указанной части принято новое решение, которым требования Гориченко В.А. о признании за ним права на назначение страховой пенсии досрочно по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" и возложении обязанности назначить ему страховую пенсию по старости досрочно оставлены без удовлетворения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гориченко В.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Гориченко В.А. на кассационной жалобе настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив обжалуемое апелляционное определение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Гориченко В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПРФ в г. Владивостоке Приморского края (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Гориченко В.А. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Гориченко В.А. засчитано 09 лет 02 месяца 03 дня, в страховой стаж - 31 год 05 месяцев 13 дней.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения работы в должностях "данные изъяты".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, постановления Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года N 369/16-52 "Об утверждении положения о порядке подтверждения трудового стажа, определяющего право на пенсию на льготных условиях", пришел к выводу о подтверждении архивными документами стажа работы Гориченко В.А. в тяжелых условиях труда на должностях "данные изъяты" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив данный период в специальный стаж, признал за Гориченко В.А. право на досрочное назначение страховой пенсии со снижением возраста, право на назначение Гориченко В.А. досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции, пересматривая дело в апелляционном порядке, с выводами районного суда о включении в специальный стаж периода работы в ОАО "СК "Востокрыбхолодфлот" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласился ввиду подтверждения истцом данного обстоятельства допустимыми доказательствами. Отменяя решение районного суда в части признания за Гориченко В.А. права на досрочное назначение страховой пенсии с даты обращения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж Гориченко В.А. составил менее 12 лет 6 месяцев и не является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии, отказав в удовлетворении требований в указанной части. Суд апелляционной инстанции также указал, что права на назначение страховой пенсии со снижением возраста у Гориченко В.А. не возникло.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о праве Гориченко В.А. на назначение страховой пенсии со снижением возраста с ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены условия сохранения приобретенного права на основании законодательства, действовавшего до вступления этого федерального закона в силу, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Как следует из материалов дела, в специальный стаж Гориченко В.А. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вошли периоды, включенные пенсионным органом - работа в должностях "данные изъяты" в ОАО "СК "Востокрыбхолодфлот":
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - работа в должностях "данные изъяты" в ООО "Дальморснаб"
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом по настоящему делу в специальный стаж включен период работы в ОАО "Судоходная компания "Востоктрансфлот" в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Общая продолжительность специального стажа по указанным периодам составляет менее требуемых пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 12 лет 6 месяцев.
До января 1992 года Гориченко В.А. работал на должностях, которые включались в Список N, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделом XXVIII "Транспорт" подразделом 3 "Морской и речной флот" позицией 23003010-23484, предусматривающей плавающий состав: машинная команда судов, служебно-вспомогательного флота или судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): механики и их помощники, главные и старшие механики.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением правового регулирования и введением в действие Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в пункте "и" статьи 12 предусмотрен новый вид пенсии в связи с особыми условиями труда для всех работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), который предусмотрен и в настоящее время в пункте 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Право на сохранение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 названного закона имеют лица, проработавшие на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, то есть на момент изменения правового регулирования для работников плавсостава - до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, у Гориченко В.А. право на назначение пенсии со снижением возраста не возникло, поскольку продолжительность его специального стажа по Списку N до ДД.ММ.ГГГГ составляла менее установленного срока - менее 6 лет 3 месяцев, как не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью специального стажа 12 лет 6 месяцев.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции, правильно применившим нормы материального права, дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Выводы суда апелляционной инстанции достаточно мотивировано изложены в судебном постановлении, сделаны на основании оценки представленных доказательств и с учетом фактических обстоятельств данного дела, не противоречат действующему пенсионному законодательства, регулирующему спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы правильности выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, связаны с несогласием с оценкой судом второй инстанции доказательств и фактических обстоятельств дела, в связи с чем не могут являться основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гориченко Виталия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.