Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Панфиловой Л.Ю, Кургуновой Н.З, с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозгалева В.Б. к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Мозгалева В.Б. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2023 года, кассационному представлению прокурора Хабаровского края - Рябова Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения Мозгалева В.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - Таран Е.В, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, заключение прокурора Скарлухина М.А, поддержавшего заявление об отзыве кассационного представления и возражавшего против отмены судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мозгалев В.Б. обратился в суд с иском к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края указав, что замещал должность начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Приказом от 19.05.2023 N-лс уволен 22.05.2023 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79 "О государственной гражданской службы РФ".
11.05.2023 ему выдано уведомление о сокращении должности и предложены вакантные должности начальника отдела организационной работы Главного управления и заместителя начальника Хабаровского отдела государственного жилищного надзора главного управления.
23.06.2023 ему стало известно о том, что на момент вручения уведомления о сокращении в главном управлении имелась вакантная должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы, которая не была ему предложена.
С учетом уточнений просил восстановить его на работе в Главном управлении в должности начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, взыскать с ответчика среднюю заработную плату за время вынужденного прогула из расчета 8 312, 56 руб. за каждый день до момента восстановления на работе, компенсацию морального вреда 10 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Мозгалев В.Б. ставит вопрос об отмене постановленных судебных постановлений в связи с нарушением судами обеих инстанций норм материального права. Указывает, что судами не дана оценка всем представленным доказательствам. Выражает несогласие с выводами суда, что должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, не соответствует его квалификационным требованиям. Обращает внимание, что работодателем указано, что для замещения данной должности, помимо специальности "государственное и муниципальное управление" рекомендованная специальность "менеджмент". Между тем, по всем направлениям деятельности управления рекомендуемой специальностью, направлением подготовки является "юриспруденция". Считает, что в нарушение положений Справочника и Методического инструментария, которые являются обязательными к применению в силу требований Федерального закона N 79-ФЗ, Главным управлением специальность "Менеджмент" внесена в должностной регламент как рекомендованная, а специальность "Юриспруденция" отсутствует, несмотря на наличие в подчинении подразделений, для осуществления контроля за деятельностью которых необходима юридическая подготовка. Полагает, что специальность "Юриспруденция" не внесена Главным управлением в число рекомендованных для назначения на должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы главного управления специально, чтобы не предлагать ему данную должность, что нарушает принцип государственной гражданской должности. Обращает внимание, что о нарушении своих трудовых прав ему стало известно уже после увольнения, то есть 23.06.2023, поскольку работодатель сокрыл от него вакантную должность, что воспрепятствовало ему обратиться с иском о восстановлении на работе в более ранний срок.
Указывает на то, что судом апелляционной инстанции не дана оценка всем доводам его апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
В кассационном представлении прокурор Хабаровского края - Рябов Н.А. просит об отмене апелляционного определения в связи с нарушением норм материального права.
До начала судебного разбирательства от прокурора Хабаровского края Н.А. поступило заявление об отзыве кассационного представления.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом от 28.11.2019 N-ЛС Мозгалев В.Б. с 02.12.2019 назначен на должность государственной гражданской службы Хабаровского края начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, с установлением должностного оклада 8 828 руб, оклада за классный чин 1 774 руб, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет 30%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы 120%, ежемесячное денежное поощрение 6, 6% должностного оклада, процентной надбавки за непрерывный стаж работы в южных района Дальнего Востока 30%, районный коэффициент 30%.
10.01.2022 между Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и Мозгалевым В.Б. заключено дополнительное соглашение в связи с изменением наименования должности, замещаемой Мозгалевым В.Б, на "начальник управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края".
10.05.2023 издано распоряжение Главного управления от N 1042-р "Об утверждении структуры и штатного расписания главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края", в соответствии с которым, среди прочего, предусмотрены следующие организационно-штатные мероприятия:
- образованы управление правовой, кадровой и организационной работы и управление контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора и оборота алкогольной продукции (пункты 1, 5 Распоряжения);
- упразднены управление государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции и управление экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог (пункт 8 Распоряжения);
- сокращены должности заместителя начальника главного управления - начальника управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции и начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог (пункт 9 Распоряжения);
- учреждены должности государственной гражданской службы края начальника управления правовой, кадровой и организационной работы и заместителя начальника главного управления - начальника управления (пункт 10 Распоряжения).
11.05.2023 Мозгалеву В.Б. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности государственной гражданской службы. Для продолжения государственно-служебных отношений предложены имеющиеся в главном управлении вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы, замещаемой Мозгалевым В.Б. должности и соответствующие профессиональному уровню, специальности, направлению подготовки, стажу государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки - начальника отдела организационной работы управления правовой, кадровой и организационной работы и заместителя начальника Хабаровского отдела государственного жилищного надзора управления государственного жилищного надзора. От предложенных должностей Мозгалев В.Б. отказался.
16.05.2023 Мозгалевым В.Б. подано заявление о расторжении служебного контракта 22.05.2023, т.е. до истечения 2-х месяцев, с момента получения уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности государственной гражданской службы, что послужило основанием для его увольнения с государственной гражданской службы (приказ главного управления от 19.05.2023 N 173-лс).
19.05.2023 начальником главного управления Зубаревым Д.А. издан приказ N-лс об увольнении Мозгалева В.Б, с которым работник ознакомлен в этот же день. Трудовая книжка выдана 22.05.2023.
Мозгалев В.Б. в 2001 году окончил Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации по специальности "юриспруденция".
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО13 от 22.05.2023, в 2018 году окончившей Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" (диплом от 04.05.2018 N N), последняя назначена на должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы (приказ главного управления от ДД.ММ.ГГГГ N-лс).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы Мозгалеву В.Б. не предлагалась, поскольку он не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, замещающему указанную должность, необходимо иметь образование соответствующего уровня по направлению подготовки, специальности "Государственное и муниципальное управление" (пп. 2.2.1 п. 2.2. должностного регламента).
Руководствуясь положениями справочника, утв. Министерством труда и социальной защиты РФ, суд пришел к выводу о том, что высшее образование по направлению "Юриспруденция" не входит в число рекомендуемых специальностей, направлений подготовки укрупненных групп специальностей, направлений подготовки для определенных видов профессиональной деятельности, в свою очередь, наличие высшего образования по направлению "Государственное и муниципальное управление" рекомендовано для осуществления каждого из видов профессиональной деятельности начальника управления правовой, кадровой и организационной работы.
Разрешая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, поскольку трудовая книжка получена им 22.05.2023, а исковое заявление направлено в суд 26.06.2023, уважительные причины пропуска срока истцом не приведены.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе. Вместе с тем, судебная коллегия, проанализировав представленные Мозгалевым В.Б. доказательства, пришел к выводу, что срок обращения с данным иском в суд, истцом пропущен по уважительной причине.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Хабаровского края, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее, Федеральный закон N 79-ФЗ) и Законом края от 29.06.2005 N 280 "О государственной гражданской службе Хабаровского края" (далее, Закон края N 280).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона края N 280 должности гражданской службы в государственных органах края, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 79-ФЗ, составляют перечни должностей государственной гражданской службы края, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края.
Статьей 9 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что должности государственной гражданской службы, подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты) и группы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).
Постановлением Губернатора края от 28.12.2006 N утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Хабаровского края (далее - Реестр), в соответствии с которым должность начальника управления главного управления Правительства края (peг. N [1]) отнесена к должностям государственной гражданской службы края категории "руководители" ведущей группы должностей.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.
При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе, конкурс может не проводиться.
10.05.2023 издано распоряжение Главного управления N-р "Об утверждении структуры и штатного расписания главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края" (далее - Распоряжение), в соответствии с которым, среди прочего предусмотрены следующие организационно-штатные мероприятия:
-образованы управление правовой, кадровой и организационной работы и управление контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора и оборота алкогольной продукции (пункты 1, 5 Распоряжения);
-упразднено управление государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции и управление экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог (пункт 8 Распоряжения);
-сокращены должности заместителя начальника главного управления - начальника управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции и начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог (пункт 9 Распоряжения);
-учреждены должности государственной гражданской службы края начальника управления правовой, кадровой и организационной работы и заместителя начальника главного управления - начальника управления (пункт 10 Распоряжения).
Согласно Реестру должность заместителя начальника главного управления - начальника управления контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора и оборота алкогольной продукции (peг. N) отнесена к должностям категории "руководители" главной группы должностей.
Должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы (peг. N[1]), отнесена к должностям государственной гражданской службы края категории "руководители" ведущей группы должностей.
Согласно положениям статьи 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается руководителем государственного органа (далее - представитель нанимателя) персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Частью 5 указанной правовой нормы установлена обязанность представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Учрежденная Распоряжением должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы Мозгалеву В.Б. не предлагалась, поскольку истец не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, замещающему указанную должность.
Мозгалев В.Б. в 2001 году окончил Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации по специальности "юриспруденция" (диплом ДВС N), в то время как согласно подпункта 2.2.1 пункта 2.2 должностного регламента начальника управления правовой, кадровой и организационной работы (далее - должностной регламент) гражданский служащий замещающий указанную должность должен иметь образование соответствующего уровня по направлению подготовки, специальности "Государственное и муниципальное управление".
Иные должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей вплоть до даты увольнения Мозгалева В.Б. вакантными не являлись.
Квалификационные требования, предъявляемые к государственному гражданскому служащему, замещающему должность начальника управления правовой, кадровой и организационной работы, установлены в соответствии со справочником квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Справочник).
Так, пунктом 1.3 должностного регламента определены следующие виды профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего:
-деятельность в сфере конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления (пункт 7.6 Справочника);
-деятельность в сфере экономического и гражданского законодательства (пункт 7.7 Справочника);
-регулирование в сфере обеспечения информационной и сетевой безопасности (пункт 16.2 Справочника);
-цифровая трансформация и развитие государственного управления (пункт 16.7 Справочника);
-регулирование в сфере электронных средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования (пункт 16.10 Справочника);
-регулирование в сфере прохождения государственной гражданской службы (пункт 20.3 Справочника);
-осуществление бюджетной методологии (пункт 21.1 Справочника);
-анализ и прогнозирование доходов (пункт 21.8 Справочника);
-организация составления и обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 21.25 Справочника);
-регулирование в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности (пункт 22.6 Справочника);
-регулирование в сфере внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (пункт 22.17 Справочника);
-содействие экономическому развитию регионов (пункт 25.10 Справочника);
-обеспечение сохранности и государственный учет документов (пункт 32.1 Справочника);
-комплектование и документационное обеспечение управления (пункт 32.3 Справочника).
Высшее образование по направлению "Юриспруденция" не входит в число рекомендуемых специальностей, направлений подготовки укрупненных групп специальностей, направлений подготовки для осуществления следующих видов профессиональной деятельности:
-цифровая трансформация и развитие государственного управления;
-регулирование в сфере электронных средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования;
-организация составления и обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-регулирование в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
-содействие экономическому развитию регионов.
В свою очередь, наличие высшего образования по направлению "Государственное и муниципальное управление" рекомендовано для осуществления каждого из видов профессиональной деятельности начальника управления правовой, кадровой и организационной работы.
При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судебных инстанций, у судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что увольнение было проведено с нарушениями трудового законодательства, поскольку истцу не предложены все вакантные должности на момент его увольнения, а также соответствие его квалификационных требований, предъявляемых к должности начальника управления правовой, кадровой и организационной работы, являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций, мотивы по которым суды признали данные доводы несостоятельными изложены в тексте обжалуемых судебных постановлений, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Проанализировав представленные ответчиком в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика действительно имелись организационно-штатные мероприятия, в соответствии с которыми должность, которую замещал Мозгалев В.Б. сокращена, при этом, истцу были предложены вакантные должности, соответствующие его квалификации, от которых он отказался.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что работодателем были предприняты все предусмотренные законодательством меры по трудоустройству Мозгалевва В.Б. в рамках проводимых организационно-штатных мероприятий (сокращения штата работников). Нарушения порядка и сроков уведомления о предстоящем увольнении, а также процедуры увольнения ответчиком не допущено.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции согласился с доводами ответчика о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд по уважительной причине, между тем, данное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены решения суда.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Мозгалева В.Б. - без удовлетворения.
Кассационное производство по кассационному представлению прокурора Хабаровского края Рябова Н.А. - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.