Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса об оспаривании нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 02 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" Е.В, представителя заинтересованного лица открытого акционерного общества "КузбассЭлектро" Е.М,, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (далее - Общество, ООО "ЭнергоПаритет") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 28 сентября 2023 года N 130 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоПаритет" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее - Постановление N 130) в части установления пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 приложения к Постановлению N 130 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Кузбасская энергосетевая компания" и ООО "ЭнергоПаритет"; АО "Северо - Кузбасская энергетическая компания" и ООО "ЭнергоПаритет"; ООО "Кузбассэнергосеть" и ООО "ЭнергоПаритет"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Горэлектросеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "ЕвразЭнергоТранс"; ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро"; ООО "ЭнергоПаритет" и ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кубзассэнерго - РЭС"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО ХК "СДС-Энерго"; ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "РЖД" (Западно - Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"); ООО "ЭнергоПаритет" и АО "Электросеть"; ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Энергосервис".
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "ЭнергоПаритет" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Постановление N является заменяющим нормативным правовым актом, принятым во исполнение решения Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по административному делу N.
Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта регулирующий орган в полном объеме не устранил недостатки предшествующего тарифного регулирования и установилиндивидуальные тарифы не позволяющие обеспечить административному истцу собираемость необходимой валовой выручки (НВВ) и исполнение обязательств перед смежными территориальными сетевыми организациями (ТСО) в полном объеме.
По мнению административного истца, регулирующий орган повторно, вопреки вступившему в законную силу судебному акту, не принял во внимания представленные для формирования баланса мощности сведения и неправомерно распределил дополнительные объемы заявленной мощности в 16, 3773 МВт, установив суммарно по мини-котлу 150, 499 МВт, что привело к завышению показателя плановой тарифной выручки на 352907, 36 тыс.руб, неправильному определению индивидуальных тарифов.
Решением Кемеровского областного суда от 02 ноября 2023 года административный иск удовлетворен, признано недействующим со дня принятия Постановление N 130. На региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление региональной энергетической комиссии Кузбасса, признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кузбасса просит судебный акт отменить и вынести новый, ссылаясь на то, что административным ответчиком при исполнении решения суда были учтены все выводы. ФАС России приказом от 27 октября 2022 года N 767/22-ДСП утвердила суммарную величину заявленной мощности потребителей услуг ТСО Кемеровской области - Кузбасса в размере 2222, 577 МВт. Именно этот размер заявленной мощности был использован региональной энергетической комиссией Кузбасса при принятии заменяющего акта на 2023 год, что подтверждается экспертным заключением.
Прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что Постановление N 130 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку оно содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в области установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Поскольку указанный нормативный правовой акт устанавливает тарифы для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоПаритет" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса, и регулируемая организация считает его незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о праве административного истца на обращение в Кемеровский областной суд с требованиями о признании недействующим Постановления N 130.
В силу пункта 104 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется федеральными государственными органами.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ следует, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ.
Согласно пункту 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое Постановление N 130 принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, уполномоченным на то государственным органом - региональной энергетической комиссией Кузбасса, с соблюдением требований к порядку его принятия, введения в действие и опубликования. При этом по этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривался.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии также установлен приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания 20-э/2).
В силу пункта 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12 и 17 Правил регулирования).
В соответствии с пунктами 22, 23 и 28 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "ЭнергоПаритет" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса было принято постановление N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее - Постановление N 960), пунктами 13, 39, 48, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82 приложения к которому установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2023 год, между ООО "ЭнергоПаритет" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания", АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ООО "Кузбассэнергосеть", ООО "Горэлектросеть", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ОАО "КузбассЭлектро", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), ООО "Объединенная компания РУСАЛ Энергосеть", ООО "ОЭСК", ООО ХК "СДС-Энерго", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), АО "Электросеть", ООО "Энергосервис".
Решением Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу N 3а-227/2023 оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года признано недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 13, 39, 48, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 80, 81, 82 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса).
В ходе рассмотрения административного дела N судом установлено, что органом регулирования для расчета индивидуальных тарифов между сетевыми организациями, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке и в отсутствие обоснования такого регулирования использована величина больше предложенной, что повлекло неверное определение данной величины и как следствие индивидуальных тарифов. Ввиду допущенных органом регулирования нарушений суд пришел к выводу о том, что тарифы для взаиморасчетов, утвержденные оспариваемыми положениями нормативного правового акта, не являются экономически обоснованными. На региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий вышеуказанное постановление в отмененной части.
Частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции" закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации (абзац 13 пункта 7 Основ ценообразования).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
28 сентября 2023 года во исполнение решения Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу N и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года административным ответчиком принято Постановление N 130, с которым ООО "ЭнергоПаритет" не согласно, полагая, что при его принятии регулирующим органом не учтены выводы судебных инстанций, вследствие чего для формирования баланса мощности сетевой организации вновь применены неверные значения величины присоединенной (заявленной) мощности.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, (далее - Правила N 861) следует, что под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, которой они технологически присоединены.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования и пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В силу пункта 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Расчет одноставочного индивидуального тарифа осуществляется по формуле 13.4 пункта 52 Методических указаний 20-э/2, где в числе составляющих участвует ставка на содержание электрических сетей.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка (далее - НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Таким образом, индивидуальные тарифы устанавливаются в целях обеспечения получения утвержденной регулирующим органом НВВ теми сетевыми организациями, у которых выручка от котловых тарифов (по разным ставкам) ниже необходимой. Экономическая природа индивидуальных тарифов имеет компенсационный характер.
Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, представляет собой ту разность между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ, которая предусмотрена в качестве основы для расчета индивидуальных тарифов формулой расчета, описанной в пункте 49 Методических указаний N 20-э/2.
Регулируемые организации на основании пункта 57 Методических указаний N 20-э/2 в составе обосновывающих материалов для расчета тарифов (цен) предоставляют в том числе: баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН (таблица П1.4); электрическую мощность по диапазонам напряжения ЭСО (таблица П1.5); структуру полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (таблица П1.6).
Из экспертного заключения по материалам ООО "ЭнергоПаритет", выполненного во исполнение решения Кемеровского областного суда от 17 мая 2023 года по делу N 3а-227/2023, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 17 августа 2023 года по делу N N (далее - Экспертное заключение) следует, что заявленная мощность потребителей ООО "ЭнергоПаритет" принята регулирующим органом на уровне учтенном ФАС России при утверждении сводного прогнозного баланса, в соответствии с шаблоном ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022. SUMMARY, где заявленная мощность потребителей составляет 78, 3616 МВт; заявленная мощность потребителей ООО "КузбассЭлектро", входящего в сетевой котел ООО "ЭнергоПаритет", определяется в соответствии с положениями пункта 47 Правил N 861, как среднее фактическое значение за последние 3 года и составляет 72, 757 МВт.
Согласно справке о балансе мощности по ООО "ЭнергоПаритет" на 2023 год, при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 99, 534 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 2, 779 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 78, 000 МВт, из которых одноставочные 20, 491 МВт, двухставочные 57, 508 МВт (пункт 7), население 0, 092 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 18, 393 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе "Сбыт1" со значением в 78, 362 МВт (пункт 16.2) (Приложение 1 таблица 1 - страницы 7-10 экспертного заключения).
В соответствии со справкой о балансе мощности по ОАО "КузбассЭлектро" на 2023 год, при принятии заменяющего нормативного правового акта, регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 84, 823 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 1, 693 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 72, 499 МВт, из которых одноставочные 5, 279 МВт, двухставочные 67, 221 МВт (пункт 7), население 0, 024 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 10, 192 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе "Сбыт1" со значением в 72, 757 МВт (пункт 16.2) (Приложение 1 таблица 2 - страницы 11-14 экспертного заключения).
Из содержания таблицы "Баланс электрической мощности по мини-котлу ООО "ЭнергоПаритет" на 2023 год" видно, что регулирующий орган утвердил плановый объем полезного отпуска прочих потребителей в 150, 499 МВт, из которых одноставочные 25, 770 МВт, двухставочные 124, 729 МВт (пункт 7) (Приложение 1 таблица 3 экспертного заключения).
Согласно расчету тарифной выручки ООО "ЭнергоПаритет" на 2023 год с учетом судебного решения от 17 мая 2023 года по делу N, расчет тарифной выручки по котловым тарифам органом регулирования выполнен исходя из двухставочного тарифа и мощности одноставочных потребителей в 25, 7698 МВт, двухставочных в 124, 7291 МВт (Приложение 2 таблица 1 экспертного заключения).
Кемеровский областной суд пришел к выводу о том, что с указанным расчетом индивидуальных тарифов нет оснований согласиться. Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод правильным по следующим основаниям.
Так, при рассмотрении административного дела N судом было установлено, что ООО "ЭнергоПаритет" направлялись в РЭК Кузбасса скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2023 год по формам П1.4, П1.5, П1.6 и П1.30, в соответствии с которыми объем заявленной мощности с учетом населения округленно равен 66 МВт (65, 8297 МВт). Исходя из договорной модели взаимоотношений ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" при определении балансовых показателей в целях последующего расчета тарифов также подлежали учету показатели ОАО "КузбассЭлектро", которые были представлены регулирующему органу и составили в части планового объема заявленной мощности данной сетевой организации округленно 68 МВт (68, 292 МВт).
Разница между заявленными ООО "ЭнергоПаритет", а также ОАО "КузбассЭлектро", показатели которой учитываются в балансе мощности по мини-котлу в 134, 121 (65, 829 + 68, 292) МВт и утвержденным регулирующим органом при принятии заменяющего нормативного правового акта 150, 499 МВт, составила 16, 3773 (150, 499 - 134, 121) МВт.
Таким образом, что при расчете индивидуальных тарифов и утверждении оспариваемого нормативного правового акта регулирующий орган вопреки представленным административным истцом для формирования баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности применил мощность полезного отпуска ООО "ЭнергоПаритет" больше предложенной, в отсутствие обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами, так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу. Какой-либо анализ представленных административным истцом в соответствии со статьей 57 Методических указаний N 20-э/2 таблиц Экспертное заключение не содержит.
Областным судом верно указано, что представленные в ходе судебного разбирательства доказательства приведенные недостатки экспертного заключения не устранили, доказательств недостоверности балансовых показателей, поданных ООО "ЭнергоПаритет" на тарифное регулирование не представлено, положений нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых осуществлено оспариваемое регулирование, в том числе требующих приравнивать присоединенную (заявленную) мощность сетевой организации к заявленной мощности потребителей, не названо.
При таком положении, у Кемеровского областного суда имелись основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные доводы административного ответчика о применении заявленной мощности потребителей ООО "ЭнергоПаритет" на уровне предложения организации в соответствии со сведениями ФАС России исходя из шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY.
Из ответа ФАС России на запрос суда в рамках рассмотрения дела N следует, что РЭК Кузбасса 01 сентября 2022 направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2023 год, в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY в соответствии с которой заявленная мощность потребителей ООО "ЭнергоПаритет" составляет 78, 3616 МВт.
Согласно шаблону ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, на который в экспертном заключении ссылается административный ответчик, в представленных по указанной форме сведениях о заявленной мощности потребителей в 78, 3616 МВт (п.9), имеется разбивка на собственное потребление (п.9.1) в 61, 6226 МВт и сторонних потребителей (субабонентов) в 16, 7390 МВт, по которой регулирующий орган с учетом представленных ему Обществом таблиц, в том числе по форме П1.6 и сведений о сальдо ? перетоках со смежными сетевыми организациями, должен был определить, какое количество электроэнергии (мощности) направлено в адрес конечного потребителя и является полезным отпуском мощности потребителям, а какое в направлено в смежные сетевые организации в качестве транзита.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, позиция органа регулирования о том, что величина в 78, 3616 МВт является объемом полезного отпуска ООО "ЭнергоПаритет", на представленных Обществом для регулирования документах, не основана. Указанный шаблон был направлен административным истцом в ФАС России 12 августа 2022 года, то есть до подачи в РЭК Кузбасса 28 сентября 2022 года скорректированных сведений и целью его подачи как следует из его содержания, является установление ФАС России технологического расхода электроэнергии (мощности) - потерь в электрических сетях, а не полезного отпуска мощности потребителям.
Также суд первой инстанции обоснованно не согласился и с определением органом регулирования полезного отпуска мощности ОАО "КузбассЭлектро" в 72, 757 МВт избранным способом со ссылкой на решение Кемеровского областного суда по делу N, указывающего на последовательную динамику к снижению его показателя полезного отпуска мощности с учетом фактических данных 2019, 2020, 2021 годов и плановой заявке на 2023 год в 67, 951 МВт.
При таких данных, Кемеровский областной суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК Кузбасса, вопреки представленным ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" для формирования баланса мощности сетевых организаций согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, в отсутствии обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, что в свою очередь свидетельствует о неверном определении административным ответчиком как величины присоединенной (заявленной) мощности сетевых организаций, так и баланса мощности мини-котла и подтверждает доводы административного истца о необоснованном установлении регулирующим органом мощности потребителей ООО "ЭнергоПаритет" и ОАО "КузбассЭлектро" (суммарно по мини-котлу) в размере 150, 499 МВт с учетом дополнительно учтенных объемов мощности в 16, 3773 МВт.
Поскольку осуществленное Постановлением N 130 регулирование, принятого во исполнение судебных актов Кемеровского областного суда и Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, не обеспечило их исполнение в части применения для расчетов присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации и тарифной выручки, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, то право регулируемой организации на установление экономически обоснованных тарифов не восстановлено и свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству.
Определяя момент, с которого Постановление N 130 подлежало признанию недействующим, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление N 130 следует признать не действующим с момента его принятия.
Исходя из положений статьей 103 и 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия также полагает правильным вывод суда о праве административного истца на возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку имевшимся доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.