Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2023 года по административному делу N 3а-5199/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан медиа групп" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Намчыл-оолу С.В, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Океан медиа групп" по доверенности Матушкина А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным на официальном сайте Правительства Москвы 28 ноября 2014 года (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, приведенный в приложении 1 к указанному нормативному правовому акту, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень объектов недвижимого имущества), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2016 года.
Постановлениями Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2023 года (далее также - Перечень на 2023 год).
Согласно пункту 2806 Перечня на 2023 год, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "Океан медиа групп" (далее также - ООО "Океан медиа групп", Общество, административный истец) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного пункта, обосновывая требования тем, что является собственником названного здания, не обладающего признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение данного здания в Перечень на 2023 год противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы Общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду неправильного определения и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального права.
Приводит доводы о незаконности выводов судебных инстанций о несоответствии спорного здания признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости, поскольку представленным в дело Актом N о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения от 8 августа 2022 года подтверждено использование более 20% площади здания для размещения офисов и объекта общественного питания, а выводы судов об обратном являются ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Приведенным Порядком установлено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4); в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для включения здания в оспариваемый Перечень на 2023 год у административного ответчика не имелось.
Судами установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год исходя из его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов.
Так, поводом для включения в перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год нежилого здания послужил Акт обследования от 8 августа 2022 года N. Из данного акта следует, что 31, 08% площади здания используется для размещения офисов, 2, 13% - общественного питания.
Анализируя данный Акт обследования, суд первой инстанции, выводы которого подержал суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что он не соответствует требованиям Порядка. Так, не смотря на то, что обследование проводилось с доступом сотрудников Госинспекции в здание, в нарушение пункта 3.4 Порядка из Акта не усматривается, что были обследованы все помещения отнесенные к офисам; Акт не содержит указаний на выявленные признаки самостоятельного офисного назначения, а также признаки объекта питания; приложенные фотоматериалы не позволяют однозначно определить целевое использование здания, исключительно для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; в качестве офисов неправомерно признаны помещения театра на Третьяковке В.Г. Власенко, используемые для обслуживания театральной деятельности, в том числе рабочие кабинеты сотрудников театра, кабинеты для проведения мастер-классов Школы актерского мастерства Владимира Власенко; в качестве объекта общественного питания указана комната приема пищи сотрудников.
Вместе с тем, из представленного в суд первой инстанции договора N о совместной деятельности и использовании нежилого здания, находящегося в собственности участника договора, от 23 июня 2022 года (с дополнительным соглашением к нему N от 22 мая 2023 года) следует, что Региональной общественной организации "Молодежное сообщество художников и музыкантов" передано во временное безвозмездное пользование нежилые помещения N (этаж 2), общей площадью 1 129, 3 кв.м, что составляет 80, 99% от общей площади здания - 1 394, 3 кв.м.
Согласно сведениям из сети "Интернет" в указанном здании проходят мастер - классы по актерскому мастерству, находится школа-студия при театре Владимира Власенко, проводятся спектакли, на которые возможно приобрести билеты.
Следовательно, спорное здание и помещения в нем, вопреки доводам кассационной жалобы, по объективным причинам не могли в юридически значимый период быть использованы в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам и объектам общественного питания, в материалах административного дела не содержится.
Так, из экспликации к поэтажному плану спорного здания не следует, что более 20% его площади может использоваться для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером N - вид разрешенного использования - "для эксплуатации административного здания", как верно указали суды исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, не предполагает безусловного включения спорного объекта в перечень без исследования его фактического использования.
С учетом установленных обстоятельств суды сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт перечня объектов недвижимого имущества на 2023 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и приняли правильное решение об удовлетворении административного иска.
По доводам кассационной жалобы судебные акты отменены быть не могут, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.