Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Новоалександровское Суздальского района на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1019/2023 по административному исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новоалександровское Суздальского района о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя административного истца по доверенности прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суздальский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоалександровское Суздальского района, выразившееся в невыполнении мер по принятии в муниципальную собственность гидротехнического сооружения: гидроузел "адрес", кадастровый номер N; возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить принятие мер по признанию права муниципальной собственности на указанное гидротехническое сооружение.
В обоснование заявленных требований указал, что Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, в ходе которой выявлено, что на территории муниципального образования Новоалександровское Суздальского района находится гидротехническое сооружение - гидроузел "адрес". Данное гидротехническое сооружение 20 февраля 2019 года принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости, однако до настоящего времени административный ответчик в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное сооружение не обращался. В связи с отсутствием собственника, ответственного за содержание названного гидротехнического сооружения, не обеспечивается его безопасная эксплуатация, что ведет к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Решением Суздальского районного суда Владимирской области от 1 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2024 года, администрацией муниципального образования Новоалександровское Суздальского района ставится вопрос об отмене судебных актов как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по административному делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что в силу диспозитивного характера статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозную вещь. Кроме того, спорное гидротехническое сооружение не является имуществом, необходимым для решения каких-либо вопросов местного значения; полномочия органов местного самоуправления в области безопасности гидротехнического сооружения законодательством не предусмотрены.
Возражений относительно доводов кассационной жалобы в суд кассационной инстанции не представительно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, входит в предмет прокурорского надзора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории муниципального образования Новоалександровское Суздальского района Владимирской области имеется гидротехническое сооружение - гидроузел "адрес", 1970 года постройки, с кадастровым номером N, местоположение: "адрес".
В результате проведенной Суздальской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения администрацией муниципального образования Новоалександровское Суздальского района требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что по заявлению администрации Новоалександровского сельского поселения указанное гидротехническое сооружение 20 февраля 2019 года принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости (запись в ЕГРН за NДо настоящего времени спорное гидротехническое сооружение в реестре муниципального имущества не значится, на балансе какой-либо организации не состоит.
Руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктами 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимая во внимание, что спорное гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, собственник объекта не известен, надлежащий контроль за эксплуатацией и техническим обслуживанием данного имущества отсутствует, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает.
Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанции водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу статьи 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
На основании пунктов 2, 3, 6 статьи Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года N 121-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями области закреплены вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Не смотря на то, что частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения, обеспечивающего надлежащий контроль за эксплуатацией и техническим обслуживанием данного имущества, ведет к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Исходя из изложенных обстоятельств, суды нижестоящих инстанций сделали правильный вывод об удовлетворении административного искового заявления.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они в полной мере соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также согласуются с содержанием норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, а также указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суздальского районного суда Владимирской области от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Новоалександровское Суздальского района - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.