Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 (поступившую
в суд первой инстанции 5 февраля 2024 года, в суд кассационной инстанции
с делом - 8 февраля 2024 года) на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу
N 2а-470/2022 по административному исковому заявлению ФИО1
к ОВМ ОМВД России по Бескудниковскому району города Москвы, УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ОВМ ОМВД России по Бескудниковскому району города Москвы, УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения
от 3 ноября 2021 года о неразрешении ему въезда на территорию Российской Федерации сроком до 11 сентября 2024 года.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение является необоснованным, нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку он длительное время проживает на территории Российской Федерации совместно со своими родителями и сестрами, при этом его отец и одна из сестер являются гражданами Российской Федерации, работал на основании патента, угрозу обороноспособности
и безопасности Российской Федерации не представляет.
Решением Тимирязевского районного суда города Москвы
от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 27 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административным истцом ФИО1
ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов
с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представители УВД по САО ГУ МВД России
по городу Москве ФИО5 и ФИО6 возражали против удовлетворения кассационной жалобы, приводили доводы в пользу обоснованности состоявшихся по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года
N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию" иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации
могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 26 указанного Закона въезд
в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный
гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза)
в течение трех лет привлекались к административной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления
о привлечении к административной ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Учитывая, что часть 4 статьи 26 Федерального закона N 114-ФЗ
не предусматривает безусловный отказ в выдаче разрешения на въезд
в Российскую Федерацию гражданину или лицу без гражданства в случае неоднократного (два и более раза) привлечения этих лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, а лишь предусматривает возможность для
такого отказа, суды, не ограничиваясь установлением лишь формальных
оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными. В противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения
о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" МВД России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение
о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения
о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении
иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 8 мая 2019 года N 303, материалы для принятия решения о неразрешении въезда подготавливаются, в том числе, территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 8 статьи 26
и подпунктами 1, 2, 2.1, 2.2, 3, 9 - 14 части первой статьи 27 Федерального закона, по направлениям деятельности структурных подразделений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении гражданина Республики Таджикистан ФИО1 3 ноября 2021 года ОМВД России по Бескудниковскому району города Москвы на основании части 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину и лицу без гражданства" было принято решение
о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком
до 11 сентября 2024 года.
Данное решение было утверждено начальником УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве 9 ноября 2021 года.
Как следует из указанного решения, основанием для его принятия послужило неоднократное в течение трех лет совершение ФИО1 административных правонарушений.
В частности, в период своего пребывания на территории Российской Федерации ФИО10 Ф.Ф. семь раз привлекался к административной ответственности в виде штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно:
18 марта 2021 года по статье 12.15 КоАП РФ;
25 марта 2021 года по статье 12.23 КоАП РФ;
26 марта 2021 года по статье 12.37 КоАП РФ;
20 июля 2021 года по статье 12.6 КоАП РФ;
20 июля 2021 года по статье 12.37 КоАП РФ;
1 сентября 2021 года по статье 12.6 КоАП РФ;
1 сентября 2021 года по статье 12.37 КоАП РФ.
Сведений об оплате ФИО1 назначенных ему штрафов материалы дела не содержат. В установленном законом порядке вышеназванные постановления обжалованы не были.
Наряду с изложенным установлено, что на территории Российской Федерации проживают две сестры и родители административного
истца, при этом его отец ФИО7 и сестра ФИО8 являются гражданами Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение
принято уполномоченным органом в рамках его компетенции и при
наличии предусмотренных законом оснований, права, свободы и законные
интересы административного истца не нарушает, при этом каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на рассматриваемые правоотношения, не имеется.
С указанными выводами суда первой инстанции обоснованно согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, отметившая, что материалы дела не содержат доказательств совместного проживания ФИО1 с членами своей семьи.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы судов верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, при правильной
оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств, соответствующей требованиям статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в обжалуемых решении и апелляционном определении, оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы реализация административным ответчиком своих полномочий при разрешении вопроса в отношении ФИО1 соответствовала охраняемым законом целям, поскольку
была обусловлена систематическим противоправным поведением административного истца, оспариваемое решение учитывает степень общественной опасности проступков, совершенных иностранным гражданином, преследует правомерные цели и является адекватной
мерой государственного реагирования на допущенные им нарушения законодательства Российской Федерации.
Оспариваемое решение принято административным ответчиком
в пределах полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12.
Ограничение прав административного истца произведено в полном соответствии с требованиями статьи 8 Конвенции о защите прав человека
и основных свобод, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускающих ограничение права на уважение личной и семейной
жизни в целях защиты правопорядка, являемся соразмерным, поскольку
преследует конституционно значимую цель, а именно защиту
правопорядка от противоправного поведения ФИО1, систематически нарушающего требования законодательства в области безопасности дорожного движения.
При этом факт наличия у административного истца семейных
связей на территории Российской Федерации, как верно отметили
суды, с учетом установленных по делу обстоятельств, не может
рассматриваться в качестве безусловного основания, препятствующего принятию оспариваемого решения.
На наличие каких-либо иных обстоятельств личного характера, которые бы указывали на нарушение при принятии оспариваемого решения баланса частных и публичных интересов, материалы дела не указывают, административным истцом в кассационной жалобе такие обстоятельства также не приведены.
При этом отсутствуют в материалах дела сведения о роде
деятельности административного истца, обеспеченности его жильем
на территории Российской Федерации, наличии у него доходов и исполнении им обязанностей налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств
дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС
РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции по настоящему делу также не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Тимирязевского районного суда города Москвы
от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Московского городского суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.