Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1 на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 5 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-386/2023 по административному исковому заявлению Смирнова Сергея Александровича, Мохолина Романа Анатольевича, Маслобойниковой Татьяны Аркадьевны, Маслобойникова Алексея Викторовича, Зуровой Светланы Сергеевны, Кривулиной Валентины Максимовны, Шошина Алексея Михайловича, Шошина Михаила Николаевича, Садикова Алексея Анатольевича, Иванова Андрея Анатольевича, Шувалова Евгения Валентиновича, Бабенко Екатерины Владимировны, Бабенко Алексея Александровича, Мохолиной Светланы Анатольевны, Шамсутдинова Айдара Ленаровича, Муриковой Надежды Анатольевны, Комиссарова Романа Николаевича, Ипатова Владимира Александровича, заместителя Рыбинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, Администрации Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности привести дорогу общего пользования в надлежащее состояние.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Смирнов С.А, Мохолин Р.А, Маслобойникова Т.А, Маслобойников А.В, Зурова С.С, Кривулина В.М, Шошин А.М, Шошин М.Н, Садиков А.А, Иванов А.А, Шувалов Е.В, Бабенко Е.В, Бабенко А.А, Мохолина С.А, Шамсутдинов А.Л, Мурикова Н.А, Комиссаров Р.Н, Ипатов В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненного искового заявления заявляют требования о возложении обязанности на Администрацию Рыбинского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда на участках автомобильной дороги "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское", идентификационный номер N 78-240 ОП МР Н 0218, находящихся в ее зоне ответственности, обеспечить ровность дорожного покрытия путем профилирования покрытия, устранения колейности, просадок с добавлением щебня, гравия и иных инертных материалов, провести работы по обустройству дороги боковыми придорожными канавами, обеспечив водоотвод поверхностной воды с покрытия проезжей части, тем самым не допуская переувлажнение грунтового покрытия, и беспрепятственный безопасный круглогодичный автомобильный проезд, в том числе в районе пересечения дороги с рекой Колокша, а в зимнее время ? осуществлять расчистку указанных участков дорог; возложении на Администрацию Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанности на территории деревень Седлово, Василево, Белевское в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить колейность, просадки дороги с добавлением щебня, гравия и иных инертных материалов, в зимнее время - осуществлять расчистку дорог с целью возможности организации проезда по автомобильной дороге "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское", идентификационный номер N 78-240 оп мр н 0218 обеспечить беспрепятственный, безопасный круглогодичный автомобильный проезд по всей протяженности дороги; возложении обязанности на
Администрации Рыбинского муниципального района и Назаровского сельского поселения, как собственников автомобильной дороги "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское", идентификационный номер N 78-240 ОП МР Н 0218, провести межевание указанной автодороги путем определения границ земельного участка, на котором расположена указанная автодорога, с постановкой на государственный кадастровый учет в течение календарного года с момента вступления в законную силу судебного решения.
Рыбинский городской прокурор Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: обеспечить беспрепятственный круглогодичный проезд до деревни Седлово Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области; выполнить ремонт автомобильной дороги "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское" путем восстановления профиля дорожного покрытия с добавлением щебеночных и гравийных материалов; выполнить капитальный ремонт автомобильной дороги "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское" путем оборудования системы поверхностного водоотвода.
В обоснование ссылался на то, что административные истцы и иные лица - жители указанных поселений являются пользователями автомобильной дороги "Центр лыжного спорта "Дёмино - деревня Седлово - деревня Василево - деревня Беловское", которая включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Рыбинского муниципального района Ярославской области. Указанная дорога не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов. Кроме того, затруднена транспортная доступность к населенным пунктам Седлово, Василево, Беловское Назаровского сельского поселения ввиду наличия естественного водного препятствия - реки Колокша. Обязанность по содержанию дороги лежит на администрации Рыбинского района, администрации Назаровского сельского поселения, как на органах местного самоуправления.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 05 мая 2023 года административное исковое заявление прокурора, требования административных истцов удовлетворены частично. На Администрацию Рыбинского муниципального района возложены обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить беспрепятственный круглогодичный проезд до деревни Седлово, на участках спорной автомобильной дороги, находящихся в зоне ответственности, обеспечить ровность дорожного покрытия путем профилирования покрытия, устранения колейности, просадок с добавлением щебня, гравия и иных инертных материалов, провести работы по обустройству дороги боковыми придорожными канавами, обеспечив водоотвод поверхностной воды с покрытия проезжей части, не допуская переувлажнение грунтового покрытия, в зимнее время - осуществлять расчистку указанных участков дорог. На Администрацию Назаровского сельского поселения возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность на территории деревень Седлово, Василево, Беловское устранить колейность, просадки автодороги с добавлением щебня, гравия и иных инертных материалов; в зимнее время - осуществлять расчистку дорог с целью возможности организации проезда по спорной автомобильной дороге. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В поступившей 13 февраля 2024 года во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем административного ответчика Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности Семеновой Е.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Представитель администрации Рыбинского муниципального района по доверенности ФИО1 поддержала кассационную жалобу и просила ее удовлетворить.
Прокурор ФИО24, административные истцы Мохолин Р.А, Шамсутдинов А.Л, Мурикова Н.А. возражали против удовлетворения кассационной жалобы, пояснив, что иного транспортного сообщения с указанными деревнями не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона
от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
(далее также - Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог
на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу положений подпунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона
от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) содержание дорог относится
к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке
ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября
2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог
при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
В силу требований пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения отражены и в пунктах 3, 5 части 1 статьи 9 Устава Рыбинского муниципального района, принятого решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 19 марта 2020 г. N567.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Во исполнение требований статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом пользователи автомобильных дорог имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозку пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "Об автомобильных дорогах", на что прямо указано в пункте 1 статьи 28 данного Закона.
На основании подпункта 3 пункта 2 подраздела 5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по ремонту автомобильных дорог включается восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве 900 м3 на один километр дороги.
В соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде просадок, сдвигов и волн, иных повреждений.
Такие же требования предусмотрены подпунктом "а" пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 857.
Указанной нормой также установлено, что водоотвод с проезжей части автомобильной дороги должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Пунктом 7.59 "СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02 -85", утвержденным приказом Минстроя России от 9 февраля 2021 г. N53/пр, предусмотрено, что для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Данные меры предусмотрены законодателем с целью повышения гарантий безопасности всех участников дорожного движения и находятся в прямой взаимосвязи с нормами статей 20, 41 Конституции Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, автомобильная дорога "Центр лыжного спорта "Дёмино" - деревня Седлово - деревня Васильево - деревня Беловское", идентификационный номер N 78-240 ОП МР Н 0218, включена в Реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения, принадлежащих Рыбинскому муниципальному району Ярославской области. Категория не определена, протяженность дороги составляет 2, 5 км, покрытие грунтовое (1, 7 км), щебень (0, 8). Данная дорога обеспечивает транспортное сообщение с указанными населенными пунктами.
Также автомобильная дорога имеет естественное водное препятствие - река Колокша.
Рыбинской городской прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД МУ МВД России "Рыбинское" проведена проверка по многочисленным обращениям граждан по вопросу недостатков в эксплуатационном состоянии спорной автомобильной дороги.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 5.2 ГОСТ 33220-2015 на покрытии проезжей части данной автодороги местами образована колейность глубиной более 5 см, застой поверхностных вод, геометрические параметры плана и профиля автодороги, ровность дорожного покрытия, а также прочность дорожной одежды (состояния земляного полотна) не соответствуют требованиям пункта 1.2.7 ОС-28/1270-ис "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", допущено образование просадок и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной максимальной скоростью, что является нарушением требований ГОСТ 33220-2015, Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и РСН-88 "Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог". Ширина проезжей части автодороги составляет от 3 до 4 метров. При выезде из "Центра лыжного спорта "Дёмино" на автодорогу проезд транспортных средств осуществляется через брод, при этом мостовое сооружение отсутствует. На момент проверки проезд невозможен из-за высокого уровня воды. В нарушение пункта 7.59 СП 34.13330, 2021 "Автомобильные дороги" вдоль автодороги отсутствуют водоотводные канавы.
В адрес администрации Рыбинского муниципального района выносились представления от 13 ноября 2020 года, от 25 августа 2021 года, в которых указывалось на необходимость принятия мер к обеспечению беспрепятственного круглогодичного проезда по спорной автомобильной дороге.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования постановлением Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области от 19 августа 2022 года принято решение о подготовке проекта межевания для строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения Рыбинского муниципального района деревня Ераково - деревня Василево - деревня Седлово - деревня Беловское, разработан и утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") по оформлению земельных участков для строительства автомобильной дороги.
Основные этапы Дорожной карты планируется выполнить в срок до 1 октября 2027 года и они не включают работы по строительству автодороги, а предполагают лишь оформление прав в отношении земельных участков для размещения объекта транспортной инфраструктуры.
Разрешая спор и удовлетворяя административного исковое заявление Рыбинского городского прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того что, на административных ответчиках в пределах их компетенции возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, что в установленном порядке не исполнено и увеличивает риск возникновения ДТП, не обеспечивает безопасность дорожного движения, угрожает жизни и здоровью граждан, не обеспечивая круглогодичный проезд специальных служб для оказания помощи гражданам, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Иного транспортного сообщения с вышеуказанными населенными пунктами не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах материального права, и собранных по делу доказательствах, получивших оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой
и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права
не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были
бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 5 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.