Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника ФКУЗ МСЧ N 37 ФСИН России по Ивановской области ФИО5 на решение Советского районного суда г. Иваново от 23 июня 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-533/2023 по административному исковому заявлению Соловьева Николая Валерьевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ивановской области, ФКУЗ МСЧ N 37 ФСИН России по Ивановской области, ФСИН России, УФСИН России по Ивановской области о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за ненадлежащие оказание медицинской помощи.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Соловьев Н.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, нарушающие право на получение квалифицированной медицинской помощи, взыскать компенсацию морального вреда в размере 980000 рублей судебные расходы.
В обоснование ссылался на то, что с 3 ноября 2020 года по 2 ноября 2021 года Соловьев Н.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России про Ивановской области. Являясь инвалидом 2-й группы по "данные изъяты", а также имея ряд тяжелых хронических заболеваний, сопутствующих основному, он наблюдался специалистами "данные изъяты"
17 мая 2021 года при очередном обследовании специалистами ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" Соловьеву Н.В. было рекомендовано проведение операции в условиях данного медицинского учреждения с участием профильных специалистов.
Вместе с тем, для оперативного лечения в ОБУЗ "Ивановская областная клиническая больница" он доставлен не был, в связи с чем ему не была оказана специализированная медицинская помощь. При этом данная медицинская помощь не могла быть оказана в условиях исправительных учреждений УФСИН России по Ивановской области. Из-за неправомерных действий (бездействия) административного ответчика были нарушены его права и законные интересы в сфере охраны здоровья на обеспечение получения доступной и качественной медицинской помощи, в связи с чем ему причинен моральный вред, т.е. нравственные и физические страдания на протяжении продолжительного периода времени, исчисляемого годом, он испытывал и испытывает в настоящее время боли, физический дискомфорт, бытовые неудобства, ограничение физической нагрузки и активного образа жизни.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 23 июня 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ "Медико-санитарная часть N 37 Федеральной службы исполнения наказаний", в неисполнении обязанностей по оказанию ненадлежащей медицинской помощи Соловьеву Н.В.; в пользу Соловьева Н.В. с Российской Федерации в лице ФСИН Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30000 руб, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 ноября 2023 года, указанное решение суда изменено, сумма компенсации увеличена до 70000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 14 февраля 2024 года, начальником ФКУЗ МСЧ N 37 ФСИН России по Ивановской области ФИО5 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на то, что необходимая медицинская помощь оказывалась административному истцу, незаконное бездействие со стороны административного ответчика не допущено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
На основании ч. 6 ст. 12 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ч.1 и ч.5 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания...
Согласно 8 вышеуказанного Порядка, лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
Согласно пунктам 30-32 вышеуказанного Порядка, осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.6 ст.99 УИК РФ больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 (зарегистрирован в Минюсте России 19.09.2018 N 52188) установлены повышенные нормы питания, рационов питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).
Обращаясь в суд с административным иском, Соловьев Н.В. ссылался на то, что в период с 3 ноября 2020 года по 2 ноября 2021 года он неоднократно предъявлял медицинскому персоналу учреждения жалобы на здоровье, наличие у него документально подтвержденного онкологического заболевания, а также имея ряд тяжелых хронических заболеваний, сопутствующих основному. Однако необходимое медицинское обследование и лечение он своевременно не получил, длительное время испытывал боль.
Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований в части взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания, выразившееся в неоказании медицинской помощи, в размере 30 000 руб, суд первой инстанции исходил из того, что факт ненадлежащего оказания медицинской помощи Соловьеву Н.В. в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области установлен и подтверждается данными медицинской карты. В частности, по медицинским показаниям Соловьеву Н.В. требовалась специализированная медицинская помощь в "адрес", которая не могла быть оказана в условиях медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако вопрос о госпитализации данного лица длительное время не решался. Размер компенсации за допущенные нарушения установлен судом в размере 30000 рублей.
Изменяя решение суда первой инстанции в части суммы компенсации за нарушение условий содержания, суд апелляционной инстанции установил, что медицинская документация, подтверждающая состояние здоровья Соловьева Н.В, в том числе наличие инвалидности 2-й группы по "данные изъяты", поступила к административным ответчикам одновременно с осужденным, в ноябре 2020 года. Так, из исследованных судами медицинских документов следует, что 17 мая 2021 года специалистами ОБУЗ "Ивановский областной "данные изъяты"" Соловьеву Н.В. было рекомендовано проведение операции в условиях данного медицинского учреждения с участием профильных специалистов. Сразу при поступлении в исправительное учреждение Соловьев Н.В. предъявлял жалобы на состояние здоровья, ссылаясь на наличие у него "данные изъяты" и хронических заболеваний. Однако на протяжении года (с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года) осужденному не проведены необходимые обследования и не назначено лечение.
Выявленные судами первой и апелляционной инстанций нарушения свидетельствуют о нарушении права осужденного на охрану здоровья и являются основанием для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суды, проанализировав вышеприведенные положения УИК РФ, исходили из того, что необеспечение административного истца необходимой медицинской помощью следует признать нарушением условий содержания Соловьева Н.В. в исправительном учреждении.
Исходя из характера нарушений и продолжительности содержания Соловьева Н.В. в ненадлежащих условиях, суд апелляционной инстанции посчитал соответствующей требованиям разумности и справедливости компенсацию в размере 70 000 руб, которую и взыскал в пользу административного истца.
Оснований не согласиться с соответствующим выводом суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выше выводу, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В кассационной жалобе обоснованность выводов суда первой и апелляционной инстанции не опровергнута.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судами правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Иваново от 23 июня 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФКУЗ МСЧ N 37 ФСИН России по Ивановской области ФИО5- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 12 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.