Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области по доверенности ФИО1 на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 31 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-722/2023 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области к Владимирской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об отмене постановления.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить постановление заместителя Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 10 марта 2023 года "Об отмене меры взыскания в виде устного выговора, наложенного правами начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области по рапорту N 33 от 20 января 2023 года, в отношении осужденного Блохина В.Ю.", просило признать меру взыскания в виде устного выговора от 30 января 2023 года в отношении осужденного Блохина В.Ю. законной.
В обоснование ссылалось на то, что решение о наложении взыскания принято с соблюдением установленной законом процедуры, вина осужденного была установлена собранными доказательствами.
Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 31 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 21 февраля 2024 года, представителем административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании прокурор ФИО5 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Такие нарушения судами нижестоящих инстанций допущены не были.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закон РФ N 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Разделом III Закона РФ N 2202-1 регламентирован прокурорский надзор, главой 4 данного раздела - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Согласно статье 32 данной главы предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 33 Закона РФ N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Согласно Положению, утвержденному прокурором Владимирской области от 12 апреля 2018 года, Владимирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях является специализированной прокуратурой в составе системы прокуратуры РФ, приравненной по своему статусу к прокуратуре города и района с подчинением непосредственно прокурору Владимирской области, осуществляющей надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы УФСИН России по Владимирской области, исполняющих наказание в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях УИС.
Пунктом 3 указанного Положения за административным истцом закреплен надзор за исполнением законов администрациями учреждений УИС области, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства; соблюдения установленных законом оснований, порядка и условий содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях УИС области, в т.ч. в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу части 6 статьи 11 УИК РФ, неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Статьей 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка.
Правил внутреннего распорядка (далее - ПВР) исправительных учреждений утверждены Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110.
Согласно пункту 10.10.2 ПВР осужденные обязаны следить за состоянием спальных мест, тумбочек и индивидуальных емкостей (контейнеров, сумок) в помещениях, где хранятся личные вещи повседневного пользования осужденных к лишению свободы, наличием прикроватных табличек (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Правилам), индивидуальных табличек на индивидуальных емкостях (контейнерах, сумках), тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Правилам) в индивидуальных емкостях (контейнерах, сумках) их содержимому. В случае износа вещи и ее уничтожения в связи с невозможностью использования по назначению осужденный к лишению свободы вносит изменение в опись личных вещей с последующим проставлением отметки о ее проверке сотрудником ИУ.
Согласно пункту 322 ПВР личные вещи, оставляемые осужденному к лишению свободы, вносятся в опись личных вещей осужденного к лишению свободы под расписку. Опись, заверенная осужденным к лишению свободы, хранится в индивидуальной емкости (контейнере, сумке) вместе с помещенными туда его личными вещами. В помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования осужденных к лишению свободы также хранятся спортивные костюмы и спортивная обувь, принадлежащие осужденным к лишению свободы и выдаваемые им для участия в спортивно-массовых мероприятиях на время их проведения, за исключением утренней физической зарядки.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, 30 января 2023 года на осужденного Блохина В.Ю. наложено дисциплинарное взыскание в виде устного выговора.
Основанием применения взыскания послужило то, что 20 января 2023 года в 12 часов 30 минут, при проведении общего обыска отряда N 4, при проверке личных вещей осужденного Блохина В.Ю. было выявлено, что опись личных вещей в сумке, где хранятся его личные вещи повседневного пользования, не соответствовала действительности, а именно: в описи не были указаны штаны х/б, при этом с ПВР осужденный был ознакомлен.
В подтверждение изложенного факта представлены рапорт начальника отряда ОВРО майора внутренней службы Миронова С.Ю. от 28 января 2023 года, рапорт и объяснения старшего инспектора отдела безопасности Матвеева В.М, объяснения старшего инженера энергомеханическй группы Линькова В.А, подтвердивших факт выявленного со стороны Блохина В.Ю. нарушения.
Также в деле имеются объяснения осужденных Цибизова В.Д. и Столярова А.Ю, в которых подтверждается наличие в сумке с личными вещами Блохина В.Ю. принадлежащих ему штанов х/б не внесенных в опись. Также в объяснениях указано, что Блохин В.Ю. говорил другим заключенным о наличии у него двух запасных штанов, одни из которых не подписаны и при обыске не будут иметь к нему отношения.
Таким образом, на Блохина В.Ю. наложено дисциплинарное взыскание за несоответствие описи личных вещей в индивидуальной емкости ее содержимому, то есть невнесение в опись личных вещей одних штанов х/б, то есть нарушение требований пункта 10.10.2 ПВР.
Согласно пункту 42 ПВР осужденные к лишению свободы обеспечиваются одеждой и обувью по сезону в соответствии с нормами вещевого довольствия и с учетом климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами для индивидуального использования, средствами личной гигиены - для женщин).
В ходе рассмотрении дела установлено, что Блохин В.Ю. отрицал принадлежность ему выявленных штанов, при этом подобный предмет не мог быть им получен в собственность (владение) законным путем. По сведениям ИК-2 данный предмет Блохину В.Ю. не принадлежит.
Согласно пунктам 386, 387 ПВР у осужденных к лишению свободы запрещенные в ИУ вещи и предметы изымаются сотрудниками УИС, запрещенные в ИУ вещи и предметы, а также вещи, имеющиеся у осужденных к лишению свободы сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт. Сведений о том, что вышеназванные штаны х/б были надлежащим образом изъяты у Блохина В.Ю, не представлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что при наличии со стороны Блохина В.Ю. возражений относительно принадлежности ему спорного предмета, отсутствием надлежащей проверки по данному факту со стороны ИУ, не разрешением вопроса об изъятии предмета как запрещенного, оснований полагать, что осужденный имел обязанность вносить его в опись личных вещей, не имеется. Следовательно, привлечение Блохина В.Ю. к ответственности за не совершение действий, которые он не мог и не должен был совершать, незаконно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку факт наложения на осужденного Блохина В.Ю. дисциплинарного взыскания с нарушением закона выявлен прокурором по результатам проведенной проверки, установлена неправомерность действий административного истца при привлечении Блохина В.Ю. к дисциплинарной ответственности, прокурором в рамках предоставленных ему полномочий указанное дисциплинарное взыскание отменено. Следовательно, оснований полагать, что дисциплинарное взыскание наложено правомерно, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов выражают субъективное мнение стороны относительно правильности разрешения спора, направлены на иную оценку доказательств по делу, и не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 12 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.