Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Матина А.В, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФИО8 на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 3 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N2а-689/2022 по административному исковому заявлению ИФНС России N 26 по г. Москве к ФИО9 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Матина А.В, пояснения ФИО10, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 26 по г. Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО11. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 год и пени, мотивируя свои требования тем, что ФИО12 в указанный период являлась собственником транспортного средства, признанного объектом налогообложения, в связи с чем, налоговым органом был начислен транспортный налог, административному ответчику направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога, однако в установленный срок уплата транспортного налога административным ответчиком произведена не была.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 3 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены, взыскано с ФИО13 в пользу ИФНС России N 26 по г. Москве недоимка по транспортному налогу за 2014-2016 гг. в сумме 42 953 руб. (сорок две тысячи девятьсот пятьдесят три) руб, пени в размере 960 (девятьсот шестьдесят) руб. 70 коп, а всего 43 913 (сорок три тысячи девятьсот тринадцать) руб. 70 коп, а также взыскано с ФИО14 госпошлина в федеральный бюджет в сумме 1517 (одна тысяча пятьсот семнадцать) руб. 41 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года решение первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 февраля 2024 года, ФИО15 ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований по основаниям несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, и неправильного применения судами норм материального и процессуального права. По мнению административного ответчика, налоговым органом пропущен срок давности взыскания по налогу и пени; судом необоснованно восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления; судами не проверены доказательства вручения налогового уведомления и требования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО16, ИНН N, состоит на налоговом учете ИФНС России N26 по г. Москве и является плательщиком транспортного налога.
Согласно предоставленным данным из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ ФИО17 в спорный налоговый период на праве собственности принадлежал автомобиль "данные изъяты", г.р.з. N.
Как указывает административный истец, расчет транспортного налога, исчисленного налогоплательщику, содержится в налоговом уведомлении N N от ДД.ММ.ГГГГ года, направленном в личный кабинет налогоплательщика.
26 февраля 2018 года ИФНС России N26 по г. Москве выставлено требование N N об уплате налога с общей суммой недоимки 42 953 руб, пени в размере 960 руб. 70 коп, со сроком уплаты до 22 сентября 2017 года.Основываясь на установленных фактических обстоятельствах дела, суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия считает вывод судов преждевременным, сделанным без установления по делу обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
В отзыве на административный иск, как и в кассационной жалобе, административный ответчик ссылалась, что уведомление о начислении налога не могло быть выгружено в личный кабинет налогоплательщика, поскольку у налогоплательщика он отсутствует, доступ к личному кабинету не получала, пользователем кабинета не является.
Согласно п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу, в частности через личный кабинет налогоплательщика.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 11.2. Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 Кодекса).
Согласно пп. 1 п. 8 Приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
При этом правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, Однако, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции уклонились от исследования фактических обстоятельств направления налогового уведомления и требования посредством личного кабинета налогоплательщика или иным предусмотренным законодательством способом.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и должным образом не оценены доводы административного ответчика и представленные им доказательства, допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 3 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.