Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО9, судей ФИО7, ФИО8, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству внутренних дел Российской Федерации об обязании произвести перерасчет и доплату пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в календарном и льготном исчислении в соответствии с Приказом МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-7340/2022)
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения представителя ФИО2 ФИО1 Е.Ю, поддержавшей доводы жалобы, представителя МВД России Зык О.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в календарном и льготном исчислении в соответствии с Приказом МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является пенсионером за выслугу лет, полковником пожарной охраны государственной противопожарной службы МВД России. Ранее истец неоднократно обращался в Управление МВД России по адрес о признании его права на перерасчет пенсии и доплату, на что ему было отказано. ФИО2 вышел на пенсию с выслугой в 30 лет в календарном исчислении с должности начальника Отдела пожарной охраны N ГУПО МВД России (закрытое название - Специальный отдел пожарной охраны N ГУПО МВД РФ) в звании полковника внутренней службы. Управлением МВД России истцу начислена пенсия как начальнику территориального отдела пожарной охраны, без учета того, что он фактически занимал должность начальника Специального отдела. С данными обстоятельствами истец не согласен, а также указывает, что специальный Отдел N всегда был самостоятельным подразделением и осуществлял охрану особо важных и опасных объектов в трех субъектах Российской Федерации и подчиняется данный Отдел непосредственно Специальному Управлению ГУ ГПС МВД России. На текущий период размер пенсии истца составляет 41 700 руб. С указанным размером пенсии он не согласен, считает, что с учетом вышеприведенных обстоятельств, у ФИО2 возникло право на дополнительные денежные средства и компенсацию к пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с заявлением в МВД России о доплате пенсии за выслугу лет, на что ответчиком было отказано.
Решением Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству внутренних дел Российской Федерации об обязании произвести перерасчет и доплату пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в календарном и льготном исчислении в соответствии с Приказом МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и абляционной жалобе.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 занимал должность начальника Отдела ГПС N ГУГПС МВД России.
Приказом Управления N ГУГПС N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (за выслугу срока службы).
На момент увольнения со службы ФИО2 имел специальное звание полковник внутренней службы" и размер его оклада при увольнении составлял 15 064 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была назначена пенсия за выслугу 35 лет в размере 85% денежного довольствия, то есть в размере 611 руб. 74 коп. от размеров должностного оклада по последней штатной должности, оклада по званию, надбавки за выслугу лет, с учетом месячной стоимости продпайка с учетом районного коэффициента.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истцу установлен районный коэффициент в размере 20% за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях ("адрес"), с учетом которого размер пенсии истца на ДД.ММ.ГГГГ составил 43 280 руб. 21 коп.
При увольнении ФИО2 из органов внутренних дел Российской Федерации, ему была назначена пенсия по линии УМВД России по "адрес", где ФИО2 по настоящее время получает пенсию.
Также судом установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" о признании права на перерасчет пенсии, обязании установить должностной оклад для начисления и выплаты пенсии, произвести перерасчет и доплату пенсии за выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, Центральный районный суд "адрес" в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет на основании приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, исходя из оклада по должности начальника Специального управления федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (28000 руб.) не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 правомерно применен по должности начальника ГПС N ГУ ГПС МВД России 37 тарифный разряд (22500 руб.), аналогичный должностному окладу начальника самостоятельного отдела в территориальных органах МВД России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2, 5 млн. человек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ аналогичные доводы ФИО2 о неверном исчислении пенсии за выслугу лет были рассмотрены и признаны необоснованными, а также принял во внимание, что МВД России является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку пенсионное обеспечение истца осуществляет УМВД России по "адрес".
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий лицам, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Частями 1 и 2 статьи 6 вышеуказанного Закона установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Во исполнение Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии и их семьям в Российской Федерации" определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии. Установление денежного довольствия при исчислении пенсии лицам, уволенным со службы осуществляется в соответствии с пп. "б" п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N.
Согласно подпункту "а" абзаца 1 статьи 49 названного Закона Российской Федерации пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 названного Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Согласно части первой статьи 49 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно пересматриваются пенсии пенсионерам МВД России, назначенные ранее при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ установлены оклады по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Установление должностных окладов по другим (нетиповым должностям) возложено указанным Федеральным законом на руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Должностные оклады в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ установлены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N.
В случае, если занимаемые сотрудниками органов внутренних дел должности упразднены, главным критерием для их тарификации является получаемый на день увольнения должностной оклад.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовому положению о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 699, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел; в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России; в состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, при этом как МВД России, так и его территориальный орган являются самостоятельными юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы и лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также самостоятельно выступают истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст. 50 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов Пенсионного фонда Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ - для органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, которая устанавливает порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.
В п. 9 указанной Инструкции определено, что пенсии пенсионерам МВД России назначаются пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника.
Ранее действовала Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 418, пунктом 6 которой также было предусмотрено назначении пенсий соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения сотрудника со службы.
В ч. 1 ст. 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные выше нормы права, и пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований к МВД России основаны на правильном применении приведенных выше положений нормативных правовых актов, устанавливавших, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника (МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации).
Принимая во внимание, что пенсия за выслугу лет назначена и выплачивается ФИО2 УМВД России по "адрес", требования к МВД России о перерасчете и взыскании недополученной пенсии заявлены к ненадлежащему ответчику и удовлетворению не подлежали.
Более того, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ доводы истца, аналогичные тем, которые приведены в настоящем исковом заявлении, о неверном исчислении пенсии за выслугу лет, были уже рассмотрены судом и признаны необоснованными.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.