Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмаиловой Наили Искандаровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области (филиал N8) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Исмаиловой Наили Искандаровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, пояснения истца Исмагиловой Н.И, представителя истца Устиновой Ю.В, допущенной к участию в деле по устному ходатайству истца, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
10.11.2022 года Исмаилова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 10.02.1989 по 01.07.1990, с 29.08.1991 по 10.08.2001, с 13.08.2001 по 10.09.2009, с 01.03.2011 по 01.07.2014, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 06.09.2021, возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб, ссылаясь на незаконный отказ во включении указанных периодов в специальный стаж медицинской деятельности и соответственно в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду недостаточного специального стажа.
Решением Симоновского районного суда города Москвы от 19 апреля 2023 года иск удовлетворен частично, признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 09.02.2022 N 220000001425/1169279/21 об отказе в назначении страховой пенсии по старости Исмаиловой Н.И, на ответчика возложена обязанность включить в специальный страховой стаж истцу периоды трудовой деятельности с 10.02.1989 по 01.07.1990, с 29.08.1991 по 10.08.2001, с 13.08.2001 по 10.09.2009, с 01.03.2011 по 01.07.2014 и назначить Исмаиловой Н.И. страховую пенсию по старости с 06.01.2022. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу Исмаиловой Н.И. взысканы расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 октября 2023 года решение Симоновского районного суда города Москвы от 19 апреля 2023 года в части удовлетворения требований Исмаиловой Н.И. об обязании включить в специальный стаж периоды работы с 13.08.2001 по 10.09.2009 и с 01.03.2011 по 01.07.2014 и назначить досрочную страховую пенсию по старости отменено, принято по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований Исмаиловой Н.И. к ОСФР по г. Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж периоды работы с 13.08.2001 по 10.09.2009, с 01.03.2011 по 01.07.2014 и назначить досрочную страховую пенсию по старости отказано, в остальной части решение Симоновского районного суда города Москвы от 19 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Исмаилова Н.И. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда второй инстанции о том, что медицинская деятельность в качестве врача-психоневролога, врача педиатра, учителя логопеда в специализированном д/с N 410 и в специализированном ДОУ N 525, ДОУ N 433 г. Ташкента р. Узбекистан, не может быть включена в подсчет специального стажа для назначения пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Судом не принято во внимание, что постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.04.2011 N 107, которым отменено право на досрочное пенсионное обеспечение данной категории работников, может противоречить законодательным актам в сфере пенсионного обеспечения, принятым на территории Российской Федерации.
В судебное заседание кассационного суда после объявленного 15 февраля 2024 года перерыва представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции в части и принятии нового решения не допущено.
Поскольку судебные постановления по данному делу не обжалуются ответчиком в части удовлетворения заявленных истцом требований, предметом проверки кассационного суда в не обжалуемой части апелляционное определение не является.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Исмаилова Н.И, ДД.ММ.ГГГГ с 01.09.1985 по 28.06.1991 обучалась в "данные изъяты" с 10.02.1989 по 01.07.1990 работала в НИИ Краевой медицины Минздрава УзССР в должности медсестры детского отделения, с 29.08.1991 зачислена врачом-интерном в Ташкентскую городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи, 22.06.1992 переведена на должность врача выездной бригады и работала по 10.08.2001, с 13.08.2001 по 10.09.2009 работала в специализированном д/с N 410 г. Ташкента врачом-психоневрологом и врачом-педиатром, с 14.09.2009 по 23.09.2010 учителем-логопедом в ДОУ N 433 Мирзо-Улугбексого района, с 01.03.2011 по 01.07.2014 врачом-психоневрологом и логопедом в специализированном ДОУ N 525 Мирзо-Улугбексого района.
По сведениям из второй трудовой книжки Исмаилова Н.И. работала с 05.10.1984 по 31.08.1985 медицинским регистратором детской поликлиники Навойского здравотдела Минздрава УзССР, с 29.08.1991 зачислена врачом-интерном в Ташкентскую городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи, 22.06.1992 переведена на должность врача выездной бригады и работала по 04.06.2014, с 02.02.2015 по 03.06.2016 работала в ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 7" логопедом, с 07.04.2015 - врачом-педиатром участковым, с 14.07.2016 по 31.12.2019 в ГБУЗ "ДГП N 69 ДЗМ" врачом-педиатром участковым, с 09.01.2020 работает врачом-педиатром в ГБУЗ "ДГП N 98 ДЗМ".
06.09.2021 Исмаилова Н.И, имеющая паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 31.03.2015, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 20.02.2015, имеющая детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 09.02.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на ее назначение, поскольку специальный стаж на 06.09.2021 составил 07 лет 04 месяца 02 дня при необходимом стаже не менее 30 лет, при этом в специальный стаж включены периоды работы с 05.10.1984 по 31.08.1985 медицинским регистратором детской поликлиники Навойского здравотдела Минздрава УзССР, с 07.04.2015 по 03.06.2016, с 14.07.2016 по 31.12.2019, с 09.01.2020 по 05.09.2021 (включая периоды льготного исчисления (1:2) с 14.04.2020 по 23.04.2020, с 04.05.2020 по 06.05.2020), установлена величина индивидуального пенсионного коэффициента - 56, 044 и не включены в числе иных периодов в специальный стаж периоды работы с 13.08.2001 по 10.09.2009, с 01.03.2011 по 01.07.2014 - врачом-психоневрологом в Специализированном дошкольном образовательном учреждении N 525, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным с целью применения п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения медицинским работникам учреждений здравоохранения у истца при работе в дошкольном учреждении не возникает.
В материалы дела представлены справки о заработке Исмаиловой Н.И. за период работы с августа 2001 года по июль 2009 года в Д/С N 410, с сентября 2009 по сентябрь 2010 года в Д/С N 433 г. Ташкента, с марта 2011 года по июнь 2014 года в Д/С N 525 с удержанием со всех видов выплат налогов и перечисления взносов в пенсионный фонд, ответ Мирзо-Улугбекского отдела внебюджетного Пенсионного фонда Узбекистана о том, что Исмаилова Н.И. работала в специализированном речевом детском саду N 410 в должности врача-психоневролога на 1 ставку и врача-педиатра на 0, 5 ставки, в ДОУ N 433 в должности учителя логопеда, в ДОУ N 525 врачом-психоневрологом, а согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.04.2011 N 107 отменено право на досрочное пенсионное обеспечение данной категории работников.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, в том числе включении двух вышеуказанных спорных периодов в специальный стаж и назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что характер медицинской деятельности истца в детском дошкольном учреждении позволяет включить указанные периоды в специальный стаж для назначения пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ-400 "О страховых пенсиях", с учетом включенного пенсионным органом стажа -07 лет 04 месяца 02 дня и судом - 22 года 9 месяцев 4 дня, и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права при наличии необходимого специального стажа - 30 лет, на дату 06.01.2022 с учетом положений статей 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж работы истца периодов с 13.08.2001 по 10.09.2009 врачом-психоневрологом и врачом-педиатром в Специализированном д/с N 410 г. Ташкента и с 01.03.2011 по 01.07.2014 врачом-психоневрологом в Специализированном ДОУ N 525 Мирзо-Улугбексого района г. Ташкента, а также о возникновении права на назначение досрочной страховой пенсии с 6 января 2022 года не согласился, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку действовавшими в Российской Федерации в спорные периоды работы истца Списками не предусмотрено включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не в учреждениях здравоохранения, специализированные детские сады и учреждения образования в Списках не поименованы, в связи с чем правовых оснований для включения такого рода работы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ-400 у суда первой инстанции не имелось. Поскольку без указанных периодов у истца отсутствует необходимый специальный стаж - 30 лет для назначения досрочной страховой пенсии, решение суда первой инстанции о возложении обязанности назначить пенсию с 6 января 2022 года также требованиям пенсионного законодательства, действовавшего и действующего в Российской Федерации, не отвечает.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для несогласия с выводами суда апелляционной инстанции в оспариваемой кассатором части, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судом апелляционной инстанции при проверке законности решения суда первой инстанции применены нормы материального права, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, с учетом положений статей 1, пункта 2 статьи 6, 7 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", действовавшим на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, не принималось во внимание, что постановлением Кабинета Министров р. Узбекистан от 7 апреля 2011 года N 107 отменено право на досрочное пенсионное обеспечение категории медицинских работников, учтено, что ответчиком оценка пенсионных прав истца произведена в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правильно, поскольку работа истца в спорные периоды врачом в специализированных детских дошкольных учреждениях не отвечает условиям назначения досрочных страховых пенсий в Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца правильности выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и не образуют перечисленных в статье 379.7 ГПК РФ оснований для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом "н" части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
С 01.11.1999 действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которым предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным указанным постановлением.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом апелляционной инстанции с учетом оценки представленных дополнительных доказательств на стадии рассмотрения дела в апелляционном порядке - архивной справки Ведомственного архива Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 06.09.2023 также приведено верное суждение о том, что специализированные речевые детские сады имеют статус лечебно-оздоровительных центров по медико-реабилитационной работе с детьми, имеющими нарушения в психоречевом развитии: общее недоразвитие речи, задержка психо-речевого развития нарушения речи у детей с детским церебральным параличом, заикание, однако указанные учреждения не относятся к учреждениям здравоохранения или к учреждениям социального обслуживания, указанным в п. 1.13 Списка (социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий), в связи с чем медицинская деятельность Исмагиловой Н.И. в специализированных детских садах в спорные периоды не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы истца суд кассационной инстанции не находит, судебной ошибки, требующей исправления в кассационном судопроизводстве, судом апелляционной инстанции при осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в рамках проверки законности решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, не допущено.
Принимая во внимание, что ни один из приведенных заявителем кассационной жалобы доводов не влечет отмену или изменение судебного постановления, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исмаиловой Наили Искандаровны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.