Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверева Дмитрия Владимировича к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ "Центр социальных выплат" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, взыскании индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов, по кассационной жалобе Зверева Дмитрия Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зверев Д.В. обратился в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, взыскании индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что на основании его обращения от 3 августа 2022 г, поданного через Единый портал государственных услуг (далее - ЕПГУ), решением Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 9 августа 2022 г. ему назначена государственная социальная помощь сроком на 1 год в сумме 400 руб. единовременно, а по обращению от 25 мая 2022 г. - с июня 2022 года предоставлена ежемесячная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на 6 месяцев, то есть по ноябрь 2022 года включительно.
25 ноября 2022 г. истец обратился с заявлением о продлении субсидии через ЕПГУ, в ответ на которое ему пришло уведомление "Услуга оказана" и файл решения от 29 ноября 2022 г, однако субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2022 года истцу не поступила.
6 февраля 2023 г. истец снова подал обращение на ЕПГУ, 7 февраля 2023 г. в его личный кабинет пришло уведомление "услуга оказана" и файл решения.
6 марта 2023 г. истец обратился на сайт Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, в котором указал на неполучение ежемесячной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на осуществление ухода за инвалидом, наличие статуса малоимущего гражданина.
Ответом от 20 марта 2023 г. Департамент сообщил истцу о подаче заявления на получение субсидии не той формы без разъяснения каких-либо технических подробностей.
22 марта 2023 г. истец подал обращение через "интерактивный портал", решением от 27 марта 2023 г. истцу отказано в назначении субсидии. При этом решения, поступившие ему в виде электронных документов на электронную почту или в личный кабинет ЕПГУ не содержали указания на организацию, принявшую решение, услугу, за которой он обратился, формулировки причин отказа, ссылок на конкретные статьи и пункты законов, регламентирующих основания принятия данного решения.
22 марта и 27 марта 2023 г. истцом поданы жалобы на бездействие и отказ органов соцзащиты осуществить меры соцподдержки. В дополнениях к этим жалобам он просил принять во внимание его трудную жизненную ситуацию и назначить ему субсидию за декабрь 2022 года, январь - март 2023 года. Одновременно подано обращение о выплате субсидии.
Субсидия назначена с апреля 2023 года. При этом субсидия за декабрь 2022 года, январь-март 2023 г. ему не назначена и не выплачена, что, по мнению истца, свидетельствует о нарушении ответчиком его прав.
Ссылаясь на то, что обращение на ЕПГУ за предоставлением субсидии было подано истцом своевременно, с указанием тех сведений, которые требуются и по которым доступна возможность их сообщения на ЕПГУ, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика в части уклонения от признания его жизненной ситуации уважительной и принятия решения о назначении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2022 года, январь-март 2023 года; обязать ответчика сделать расчет за указанные месяцы и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу издать решение о назначении и выплате ему всей задолженности за 4 месяца по субсидии единовременно; обязать ответчика издать решение о проведении расследования причин, повлекших задержку ему выплат, о плане конкретных мероприятий по недопущению впредь подобных инцидентов, назначении ответственных должностных лиц за их реализацию и сроков исполнения, копию решения и результатов расследования предоставить ему в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика индексацию и проценты по статье 208 ГПК РФ и статье 395 ГК РФ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.; понесенные судебные издержки. В процессе рассмотрения дела истец заявленные требования дополнил, просил также взыскать в его пользу компенсацию за фактическую потерю времени в размере 92 579, 40 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГКУ "Центр социальных выплат".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 7 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 декабря 2023 г, в удовлетворении исковых требований Звереву Д.В. отказано.
В кассационной жалобе Зверев Д.В. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор настаивает на том, что обратился за получением услуги "назначение субсидий", а не другой услуги, для которой не имелось оснований, соответственно выплата должна быть назначена с 1 декабря 2022 г. Считает, что к возникшим правоотношениям подлежали применению положения Федерального закона N 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Кассатор указывает на то, что ответчик при вынесении решения по заявлению от 25 ноября 2022 г. не указал истцу на недостатки заявления, чем лишил его возможности их исправить. Документы, подтверждающие право на субсидию по состоянию на 1 декабря 2022 г. были представлены в полном объеме в виде выплатного дела, а ответчик признал право истца на получение субсидии.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зверев Д.В. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", предоставленном ему на основании договора найма жилого помещения в частном жилищном фонде от 5 января 2018 г.
На основании заявления от 25 мая 2022 г. истцу предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 июня по 30 ноября 2022 г. Выплата указанной субсидии произведена истцу в полном объеме.
Для оформления субсидии на новый период с декабря 2022 года Звереву Д.В. необходимо было до 15 декабря 2022 г. обратиться с новым заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и приложить к нему документы, подлежащие обязательному предоставлению.
25 ноября 2022 г, а затем 6 февраля 2023 г. Зверев Д.В. подал запрос на предоставление государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" через ЕПГУ, выбрав при этом цель предоставления государственной услуги - возобновление приостановленной жилищной субсидии.
В результате этого от имени Зверева Д.В. в ОГКУ "Центр социальных выплат" поступили заявления о внесении изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг.
Эти заявления рассмотрены специалистами ОГКУ "Центр социальных выплат", проведена сверка персональных данных истца и данных о его лицевом счете с базой данных Центра. После проведения сверки на ЕПГУ автоматически было сформировано уведомление об оказании услуги "Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг", а также решения от 29 ноября 2022 г. и 7 февраля 2023 г. о предоставлении указанной услуги.
6 марта 2023 г. истец направил в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обращение с требованием назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с декабря 2022 года. В ответ на обращение департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области Звереву Д.В. направлено письмо от 20 марта 2023 г. N, которым разъяснено, что истец 25 ноября 2022 г. и 6 февраля 2023 г. через ЕПГУ вместо заявления о назначении субсидии подал заявления на внесение изменений, влияющих на предоставление государственных услуг, однако данные заявления не могут служить основанием для назначения субсидии. За оформлением государственной социальной помощи истцу предложено обратиться в ОГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" по месту жительства.
22 марта 2023 г. Зверев Д.В. направил через интерактивный портал "Социальная защита населения в Костромской области" заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ОГКУ "Центр социальных выплат" от 27 марта 2023 г. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Звереву Д.В. отказано в связи с отсутствием сведений о его доходах от трудовой деятельности в период с 1 марта 2022 г. по 31 августа 2022 г.
Получив указанное решение, истец в этот же день направил через ЕПГУ заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив к нему, в том числе документы, подтверждающие осуществление ухода за нетрудоспособным инвалидом первой группы с 1 мая 2022 г.
29 марта 2023 г. ОГКУ "Центр социальных выплат" принято решение о назначении Звереву Д.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 апреля по 30 сентября 2023 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что процедура назначения субсидии носит заявительный характер, до 22 марта 2023 г. Зверев Д.В. не обращался с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, форма которого установлена в приложении N 1 к административному регламенту, выбрал цель предоставления государственной услуги - возобновление приостановленной жилищной субсидии, в связи с чем, у ОГКУ "Центр социальных выплат", как управомоченного государственного учреждения по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствовали основания для назначения и выплаты истцу спорной субсидии за период с декабря 2022 г. по март 2023 г.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что поступившие в ОГКУ "Центр социальных выплат" заявления Зверева Д.В. на внесение изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг, от 25 ноября 2022 г. и 6 февраля 2023 г. не могли служить поводом для назначения истцу указанной субсидии, поскольку данные заявления не предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидии; в период с 1 июня 2022 г. по 30 ноября 2022 г. предоставление субсидии Звереву Д.В. приостановлено не было, а неверный выбор истцом цели предоставления государственной услуги при подаче заявлений от 25 ноября 2022 г. и 6 февраля 2023 г. через ЕПГУ (вместо услуги "предоставление субсидии", Зверевым Д.В. выбрана услуга "возобновление приостановленной субсидии") о неправомерном уклонении ОГКУ "Центр социальных выплат" от назначения ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ее выплаты не свидетельствует.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки.
Категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу нормативного предписания части 7 статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании пункта 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с пунктом 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Исходя из положений пункта 44 Правил при представлении необходимых для оформления субсидии документов с 1-го по 15-е число месяца жилищная субсидия предоставляется с 1 -го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
В соответствии с пунктом 41 Правил, субсидия на оплату жилого помещения предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно пункту 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 7 декабря 2009 г. N 603 "Об управомоченном государственном учреждении по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" управомоченным государственным учреждением по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2010 г. определено областное государственной учреждение "Центр социальных выплат".
Административным регламентом предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - административный регламент), утвержденным приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29 апреля 2020 г. N 326, регулируется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Костромской области.
Административный регламент регулирует отношения, связанные с назначением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) (в том числе в электронном виде) при осуществлении полномочий по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок взаимодействия департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат" (далее - ЦСВ), областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" и его обособленных структурных подразделений (далее - МФЦ) с заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями (п. 1 административного регламента).
На основании пунктов 5, 6 административного регламента государственная услуга - назначение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ОГКУ "Центр социальных выплат".
Исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем установлен в пунктом 10 административного регламента. В данный перечень включено заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием всех членов семьи и степени родства согласно приложению N 1 к настоящему административному регламенту на бумажном носителе или в электронном виде, в 1 экземпляре.
В силу подпункта 3 пункта 27 административного регламента основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и документов является обращение заявителя (представителя заявителя) в МФЦ, ЦСВ посредством направления заявления и документов по информационно-телекоммуникационным сетям общего доступа, включая РИГУ, в виде электронных документов, подписанных соответствующей электронной подписью.
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпункта "в" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Приказом Минстроя России и Минтруда России от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр и N 857 утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.
В соответствии с пунктом 4 указанных Методических рекомендаций в рамках осуществления функций по предоставлению субсидий и расчета субсидий уполномоченным органам рекомендуется: принимать и рассматривать (приостанавливать рассмотрение с обязательным уведомлением гражданина) заявления граждан о предоставлении субсидии с приложенными к нему документами (их копиями) в соответствии с требованиями, установленными пунктом 8 Правил (4.1); консультировать граждан по вопросам предоставления субсидий (4.2); определять полноту и достоверность представленных гражданами документов (4.3); устанавливать право гражданина (заявителя) и совместно с ним проживающих членов его семьи на субсидию в соответствии с условиями предоставления субсидий (4.4); принимать решение о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доводить принятое решение до гражданина (4.10); формировать в отношении каждого заявителя персональное дело включающее документы, необходимые для принятия соответствующего решения (4.11); принимать решение о приостановлении и (или) прекращении предоставления субсидий и осуществлять его реализацию (4.17); проверять при необходимости представленные заявителем сведения и документы (4.18).
В соответствии с пунктом 42 указанных Методических рекомендаций уполномоченным органам рекомендуется утвердить форму заявления о предоставлении субсидий согласно примерной форме заявления, содержащейся в Приложении N 1 к Рекомендациям.
Из материалов дела следует, что семья истца является малоимущей, Зверев Д.В. осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином "данные изъяты" - ФИО8, имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
На основании заявления от 25 мая 2022 г. истцу ранее предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 июня по 30 ноября 2022 г. Выплата указанной субсидии произведена истцу в полном объеме, что сторонами не оспаривалось.
При этом сведений о вынесении ответчиком решения о приостановлении выплаты жилищной субсидии в материалах дела не имеется.
Полагая свои права нарушенными, и обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что, имея право на получение жилищной субсидии, своевременно обратился к ответчику по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" за период с декабря 2022 года по март 2023 года, однако, ответчик, в отсутствие на то оснований, субсидию не назначил, формально сославшись на неправильно оформленное заявление, не разъяснив истцу, что он неверно выбрал строку "возобновление", вместо "назначение". Полагал, что отсутствовали основания для рассмотрения его заявления как заявления о возобновлении приостановленной жилищной субсидии, поскольку выплата истцу субсидии не приостанавливалась.
Суд первой инстанции, разрешая спор по исковым требованиям Зверева Д.В, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доводам истца, приведенным в обоснование заявленных требований, не дал правовой оценки и не применил положения приведенных выше норм законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих отказ в предоставлении мер социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине неправильного оформления гражданином заявления.
Частью 2 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом названных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Эти обязательные требования процессуального закона при разрешении исковых требований Зверева Д.В. выполнены не были.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, доводов Зверева Д.В, приводимых в обоснование исковых требований, возражений на них ответчиков, суду для разрешения вопроса о том, законно или нет ответчик не назначил истцу меры социальной поддержки в виде субсидии, необходимо было выяснить следующие обстоятельства: было ли приостановлено предоставление Звереву Д.В. субсидии, что влекло бы, в свою очередь, для ответчика основания считать выплату приостановленной, а истца считать обратившимся по вопросу возобновления приостановленной жилищной субсидии, в том числе, принимая во внимание наличие сформированного персонального дела в отношении заявителя; соответствовал ли объем предоставленных истцом при обращении в уполномоченный орган документов объему документов, необходимых для разрешения вопроса о назначении субсидии, при условии, что ранее субсидия не приостанавливалась; имелась ли у уполномоченного органа обязанность при установлении факта неверного оформления заявления консультировать гражданина и оказывать ему содействие по вопросу предоставления субсидий; содержала ли форма заявления о предоставлении субсидий положения и строки, которые позволили гражданину неоднократно неверно понять и оценить их назначение, что способствовало выбору истцом вместо услуги "предоставление субсидии", услуги "возобновление приостановленной субсидии"; были ли проверены уполномоченным органом все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения, при том, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной
поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии), не ограничиваясь формальным применением норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии, именно уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований Зверева Д.В. в результате неправильного применения норм материального права, существенного нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать.
Формально сославшись на то, что истец неверно заполнил форму заявления, и, признавая в связи с этим, не назначение истцу субсидии законным и обоснованным, суд первой инстанции не проверил доводы истца, не установилобстоятельства, приводимых истцом в обоснование этих доводов, и по существу исковые требования Зверева Д.В, основанные на этих доводах, не рассмотрел. Суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела с учетом заявленных истцом требований о праве на получение жилищной субсидии за период с декабря 2022 года по март 2023 года в связи с жизненными обстоятельствами, малоимущностью, осуществлением ухода за нетрудоспособным "данные изъяты" ФИО8, при том, что предметом заявленных истцом требований являлся вопрос правомерности не предоставления ему мер социальной поддержки, что является недопустимым. Тем самым, суд произвольно применил статьи 56, 67 ГПК РФ и нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не совершил необходимых действий для установления обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве истца на получение мер социальной поддержки.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе истца суд апелляционной инстанции не исправил нарушений, допущенных судом первой инстанции, и вопреки требованиям процессуального закона (пунктов 4 и 5 части 2, части 3 статьи 329 ГПК РФ) не установилобстоятельств, имеющих значение для дела.
Приведенные обстоятельства, по мнению суда кассационной инстанции, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией социально незащищенным лицом права на меры социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 ГПК РФ, и его права на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств обжалуемые судебные постановления нельзя признать законным, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Зверева Д.В, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 декабря 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Свердловский районный суд г. Костромы
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.