Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яблоковой Ирины Николаевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Костромской области о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе ОСФР по Костромской области на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
Яблокова И.Н. обратилась в суд с иском к территориальному пенсионному органу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов педагогической деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 25.12.2022 года.
В обоснование требований указала, что 19 мая 2022 обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решением ответчика в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в него необоснованно не включены периоды работы в средней школе N 171 г. Минска р. Беларусь в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991; в яслях-саду N 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 10.07.1995; периода ремонтных работ в МБДОУ г. Костромы "Детский сад N 69": 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010, 01.07.2010, 13.12.2010, 28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018, поскольку документы, подтверждающие данный стаж, поступили из компетентных органов Республики Беларусь, с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 просила суд включить в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью вышеуказанные периоды.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБДОУ г. Костромы "Детский сад N 69", в связи с реорганизацией произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области возложена обязанность включить Яблоковой И.Н, ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы в средней школе N 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991; в яслях-саду N 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994; ремонтных работ в МБДОУ города Костромы "Детский сад N 69" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13.12.2022.
В кассационной жалобе ОСФР по Костромской области просит отменить судебные постановления в части включения в специальный стаж истца периодов работы в средней школе N 171 г..Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991; в яслях-саду N 522 г..Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994 и назначения Яблоковой И.Н. досрочной страховой пенсии с 13.12.2022, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части отказать. Ссылается на то, что при разрешении спора судами не учтено, что пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Беларусь и являющихся их гражданами, осуществляется с применением норм международного Соглашения от 20.12.2019 о пенсионном обеспечении трудящихся государств- членов Евразийского экономического союза, вступившего в законную силу с 01.01.2021, предусматривающего установление и выплату пенсий гражданам государств Соглашения исходя из стажа работы, приобретенного на его территории. Статьей 12 соглашения предусмотрено, что за стаж работы, приобретенный до его вступления в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов, и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, при этом стаж работы до 13.03.1992, приобретенный на территории Республики Беларусь, учитывается на основании документов, содержащих сведения о стаже работы, выданных в установленном порядке, а после указанной даты подтверждается формуляром "О стаже работы", оформленным в соответствии с Порядком взаимодействия, к которому прикладываются подтверждающие документы.
Период работы истца в качестве музыкального руководителя в яслях-саду N 522 в соответствии с письмом от 04.08.2022 N 01-22/2099 Управления социальной защиты администрации Советского района г..Минска, содержащего ссылку на постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников" N 724 от 01.12.1992, не относится к специальному стажу работы, включение обоих периодов в специальный стаж противоречит нормам международного Соглашения от 20.12.2019 о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, с учетом отсутствия у истца требуемого специального (педагогического) стажа, правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии у суда не имелось.
В судебное заседание кассационного суда истец и представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от сторон поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Поскольку судебные постановления не обжалуются ответчиком в остальной части, предметом проверки суда кассационной инстанции в необжалуемой части судебные акты не являются.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 19 мая 2022 года Яблокова И.Н. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа педагогической деятельности.
При отказе в назначении пенсии пенсионным органом установлена продолжительность специального стажа - 21 год 8 месяцев 9 дней в муниципальном учреждении дошкольного образования яслях-саду N 69 (МБДОУ города Костромы "Детский сад N 69") за исключением периодов отвлечения о работы в должности музыкального руководителя с 13.03.1996 по 30.09.2008, с 10.12.2008 по 31.12.2021 и отказано в зачете в специальный стаж периодов работы в средней школе N 71 г.Минска учителем музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991, - работы в яслях-саду N 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994, так как данные периоды не подтверждены документами из компетентных органов Республики Беларусь;
- периоды ремонтных работ в МБДОУ города Костромы "Детский сад N 69": 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010, 01.07.2010, 13.12.2010, 28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
В соответствии с записями в трудовой книжке от 21.01.1991 Яблокова И.Н. работала в средней школе N 171 Советского роно г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 (пр. N 1/1025 от 14.09.1990) по 02.01.1991.
Истцом в пенсионный орган представлена справка о заработной плате от 08.01.2018 N 2, выданная ГУО "Гимназия N 22 г. Минска" Республики Беларусь за период работы с сентября 1990 г. по январь 1991 г. в средней школе N 171 г. Минска Республики Беларусь и справка ГУО "Гимназия N 22 г. Минска" от 08.01.2018 N 1 о том, что средняя школа N 171 г. Минска переименована в гимназию N 171 с последующим изменением нумерации гимназии на N 22.
На запрос ответчика в компетентный орган Республики Беларусь из Управления социальной защиты администрации Советского района г. Минска поступил ответ о том, что справка о работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, за период работы в средней школе N 171 г. Минска не может быть выдана, так как по данным лицевых счетов за 1990-1991 гг. Яблокова И.Н. (Василевич) работала с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю. К ответу приложена справка на имя Василевич И.Н. о заработке для исчисления пенсии за период с сентября 1990 г. по январь 1991 г, основание выдачи - лицевые счета.
В соответствии с трудовой книжкой ВТ-1 N 3637584 от 25.03.1991 Яблокова И.Н. работала в яслях-саду N 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 (пр. N 23-кот 25.03.1991) по 10.07.1995 (пр.N 106 от 22.06.1995).
Истцом также представлена справка от 11.01.2018 N 02, выданная ГУО "Ясли-сад N 522 г. Минска", согласно которой она работала в яслях-саду N 522 Первомайского РОНО г. Минска в должности музыкального руководителя на 1 ставку с 01.03.1991 (пр. N 23-к от 25.03.1991) по 10.07.1995 (пр. N 106 от 22.06.1995); справка о заработной плате от 09.01.2018 N 45, выданная управлением образования администрации Первомайского района г. Минска, за период работы с марта 1991 г. по июль 1995 г.
Согласно справке администрации Первомайского района г. Минска от 10.10.2022 Василевич И.Н. (Яблокова) работала в Ясли- саду N 522 Первомайского РОНО г. Минска в должности музыкального руководителя и в соответствии с тарификацией имела следующую нагрузку: с 01.03.1991 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ N 23-к от 25.03.1991 Первомайского РОНО г. Минска); с 01.09.1991 - 1, 5 ставки музыкального руководителя (приказ N 87 от 02.09.1991); с 01.09.1992 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ N 101 п. 1 от 31.08.1992); с 01.09.1993 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ N 267 от 31.08.1993); с 01.09.1994 - 0, 75 ставки музыкального руководителя (приказ N 443 от 01.09.1994).
Согласно справке ГУО "Ясли-сад N 522 г. Минска" от 07.10.2022 ясли-сад N 522 введен в эксплуатацию в 1988 году решением Мингорисполкома N 031/36, переименован в дошкольное учреждение N 522 в 2003 году на основании решения Мингорисполкома N 052/18, с 07.10.2008 дошкольное учреждение Я/С N 522 переименовано в государственное учреждение образования "Ясли- сад N 522 г. Минска".
В материалы дела представлена справка о заработке Василевич И.Н. для исчисления пенсии от 06.10.2022, выданная ГУ "Центр по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций", о начислениях за период с марта 1991 г. по июль 1995 г. с указанием основания выдачи справки на лицевой счет 1013 Д/С 522.
Согласно письму от 04.08.2022 N 01-22/2099 Управления социальной защиты администрации Советского района г. Минска в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников" N 724 от 01.12.1992, период работы Яблоновой И.Н. в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 522 г. Минска не относится к специальному стажу работы.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы педагогом в школе и музыкальным руководителем в детском саду-яслях на территории р.Беларусь, суд первой инстанции, применив к установленным обстоятельствам дела положения пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, исходил из того, что истец осуществляла в указанные периоды педагогическую деятельность в должности и учреждениях для детей, предусматривающую возникновение права на досрочную страховую пенсию по нормам пенсионного законодательства Российской Федерации. Поскольку с учетом включенных судом периодов истец имеет необходимый 25 летний стаж педагогической деятельности, право на назначение пенсии с учетом положений ФЗ-350 у истца возникло 13.12.2022 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о неправильном применении судом норм материального права к спорным правоотношениям.Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для несогласия с выводами судебных инстанций не находит, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о неправильном применении судами Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, вступившего в силу с 01.01.2021 года, к обстоятельствам настоящего спора, поскольку к спорным периодам до даты вступления в силу Соглашения его применение не требовалось.
В соответствии со статьей 7 указанного Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1), а в соответствии со статьей 12 за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов, и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Для установления права на пенсию гражданам государств - участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Компетентные учреждения (органы) государств - участников Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать меры, необходимые к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (п.10).
Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с п. 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Международным договором между Российской Федерацией и р. Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" предусмотрено, что подсчет и подтверждение страхового стажа для исчисления размера пенсии осуществляется по законодательству стороны, назначающей пенсию, предусмотрено также два варианта назначения и выплаты пенсии.
Судом апелляционной инстанции верно указано на то, что истец Яблокова И.Н. выбрала второй вариант об оценке пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о страховых пенсиях с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. Указанный Список действовал на всей территории бывшего СССР.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда выполнялась эта работа, но при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, т.е. права музыкальных работников в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками, расширены.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные период работы истца не подтверждены документами компетентных органов Республики Беларусь, суд указал на то, что выполнение истцом педагогической деятельности подтверждено документами компетентных органов Республики Беларусь, а содержащееся в документах утверждение об отсутствии у истца права на досрочную пенсию противоречит пенсионному законодательству Российской Федерации, истец выполняла педагогическую работу в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, при этом условие о выполнении в эти периоды (в том числе в период до распада СССР нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) не требовалось.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, требующие дополнительной проверки суда кассационной инстанции и способные повлиять на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, в связи с чем поводом для отмены вступивших в законную силу судебных актов не являются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами также не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.