Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО13, судей ФИО6, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа "адрес" о признании решения незаконным, обязании принять решение о присвоении льготного статуса (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1190/2023)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Никулинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО13, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа "адрес" (далее -УСЗН ЗАО "адрес"), в котором просил признать незаконными решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении государственной услуги "Присвоение льготного статуса многодетной семьи "адрес"", обязать принять решение о присвоении ФИО1 льготного статуса.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО8 заключен брак, от брака имеются дети: ФИО9, 2003 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения и ФИО11, 2010 года рождения. Брак между сторонами прекращен ДД.ММ.ГГГГ. После расторжения брака между супругами достигнуто соглашение о воспитании и месте проживания детей с отцом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семьи "адрес", ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении данной услуги ввиду отсутствия документов, подтверждающих фактическое проживание детей с отцом. Поскольку несовершеннолетние дети проживают с отцом, истец считает, что отказ в присвоении статуса является незаконным и нарушает права истца.
Решением Никулинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН ЗАО "адрес" о признании решения незаконным, обязании принять решение о присвоении льготного статуса отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд неправильно распределил бремя доказывания, так как, с одной стороны освободил от доказывания УСЗН правомерности решения об отказе в предоставлении госуслуги, с другой стороны - не признав представленные истцом доказательства недостоверными, возложил на истца обязанность по предоставлению иных доказательств совместного проживания детей с истцом.
Суд указал, что истец не доказал фактическое проживание несовершеннолетних детей с ним, так как при подаче заявления в УСЗН и в судебное заседание не представлены документы, предусмотренные Административным регламентом предоставления государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи "адрес"", "Порядком подготовки и выдачи Удостоверения многодетной семьи "адрес" (далее - Регламент). При этом суд не учёл, что в соответствии с п.2.3.3. Регламента, все необходимые документы и сведения УСЗН получает в процессе межведомственного информационно взаимодействия с органами исполнительной власти "адрес".
Кроме того, в силу пункта 13 Порядка присвоения льготного статуса, утвержденного постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП, лицам, которым до дня принятия настоящего Порядка льготный статус присвоен на основании выданного удостоверения многодетной семьи "адрес", сохраняется действие такого статуса на срок, на который выдано удостоверение многодетной семьи "адрес" в соответствии с правовыми актами "адрес", действовавшими до дня принятия настоящего Порядка. Льготный статус истца продолжает действовать и УСЗН было обязано его подтвердить путём предоставления удостоверения многодетного родителя "адрес".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО14 (Клейн) Е.А. состояли в зарегистрированном браке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Они являются родителями ФИО9, 2003 года рождения, ФИО10, 2007 года рождения и ФИО11, 2010 года рождения.
Согласно выписке из домовой книги, по адресу: "адрес", Ак.Анохина, "адрес" квартире зарегистрированы: ФИО1, ФИО11, ФИО10, ФИО9
Согласно справке ГБУ "адрес" "Школа N" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 в настоящее время не обучается в ГБОУ "Школа N", был зачислен ДД.ММ.ГГГГ, отчислен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению отца о переезде за границу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ОСЗН района Тропарево-Никулино УСЗН ЗАО "адрес" с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи "адрес"".
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении государственной услуги ФИО1 отказано, поскольку по межведомственному взаимодействию получены сведения о проживании детей со вторым родителем ФИО12
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 (ранее ФИО8) ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение многодетной семьи как единственному родителю.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Порядка присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи "адрес" и Административного регламента предоставления государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи "адрес"", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "О присвоении (продлении) льготного статуса многодетной семьи "адрес" и внесении изменений в правовые акты "адрес"", Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ УСЗН ЗАО "адрес" в присвоении истцу льготного статуса является правомерным, так как ни при подаче заявления о присвоении льготного статуса от ДД.ММ.ГГГГ, ни в судебном заседании не были подтверждены обстоятельства фактического проживания с истцом его несовершеннолетних детей, а кроме того, ранее льготный статус "родитель многодетной семьи" присвоен ФИО12, которая, как многодетный родитель, получает ежемесячные компенсационные выплаты в ОСЗН района Фили-Давыдково, при этом данное решение не оспорено, недействительным не признавалось.
Судом первой инстанции отклонены доводы истца о том, что несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: "адрес", Ак.Анохина, "адрес". Суд указал, что это обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований истца со ссылками на положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку право лиц, имеющих троих и более детей, на получение заявленного льготного статуса связано только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, в свою очередь надлежащих доказательств проживания несовершеннолетних детей с отцом представлено не было.
С выводами суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 -61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Аналогичные требования закон предъявляет ко всем судебным актам, принимаемым судами общей юрисдикции, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Указанные требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанции не выполнены.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП "О присвоении (продлении) льготного статуса многодетной семьи "адрес" и внесении изменений в правовые акты "адрес"" (далее постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП) порядок присвоения (продления) льготного статуса многодетной семьи "адрес" устанавливает условия и правила присвоения и продления льготного статуса многодетной семьи "адрес" - многодетным семьям, состоящим из родителей (усыновителей, единственного родителя (усыновителя), отчима, мачехи) и их детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, и имеющим место жительства в городе Москве.
Согласно п. 2 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП льготный статус многодетной семьи "адрес" (далее также - льготный статус) присваивается родителям (усыновителям), единственному родителю (усыновителю) и детям из семьи, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, - 18 лет.
Согласно п. 5 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП наличие права на присвоение льготного статуса и отсутствие обстоятельств, при наступлении которых льготный статус не присваивается, определяются на день обращения.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП в рамках присвоения льготного статуса многодетной семьи "адрес" членам семьи присваивается:
6.1. Льготный статус "Родитель многодетной семьи" - каждому из родителей (усыновителей), единственному родителю (усыновителю) многодетной семьи - со дня принятия соответствующего решения по день достижения возраста 16 лет младшему из детей.
6.2. Льготный статус "Ребенок многодетной семьи" - каждому ребенку многодетной семьи - со дня принятия соответствующего решения до дня достижения возраста 16 лет, а в случае обучения ребенка старше 16 лет в образовательной организации по основной образовательной программе начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования - до дня достижения возраста 18 лет, но не более чем до дня окончания обучения.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП льготный статус присваивается и продлевается Департаментом труда и социальной защиты населения "адрес" (далее - Департамент) в лице отдела социальной защиты населения управления социальной защиты населения административного округа "адрес" по месту жительства заявителя в городе Москве на основании заявления (запроса), поданного в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) "адрес".
В соответствии с п. 12 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП Действие льготного статуса прекращается в том числе, в следующих случаях:
12.1. Достижение ребенком, с учетом которого семье присваивается льготный статус, возраста 16 лет, а в случае продолжения обучения в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, - 18 лет (льготный статус прекращается ребенку, а если этот ребенок является младшим в семье - всем членам семьи).
12.2. Изменение родителем (усыновителем) и (или) ребенком, которому присвоен льготный статус, места жительства в городе Москве на место жительства в другом субъекте Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации (льготный статус прекращается родителю (усыновителю) и ребенку, а если в составе семьи без учета данного ребенка становится менее троих детей - всем членам семьи).
12.6. Окончание (прекращение) обучения ребенка в возрасте от 16 до 18 лет в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (льготный статус прекращается ребенку, а если этот ребенок является младшим в семье - всем членам семьи).
12.10. Расторжение брака между родителями (усыновителями), которым присвоен льготный статус (льготный статус прекращается всем членам семьи с даты установления данного факта).
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 1924-ПП утвержден "Административный регламент предоставления государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи "адрес"" (далее - Административный регламент), пунктом 2.5 которого предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 2.5.1. Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании перечисленных в этом пункте документов (сведений).
Из содержания п. 2.5. ДД.ММ.ГГГГ. Административного регламента следует, что в перечень документов, который должен представить заявитель, входят, в том числе, документы, подтверждающие фактическое проживание детей супруга (супруги), рожденных в прежнем браке или рожденных вне брака, в данной семье до их совершеннолетия (при наличии):
2.5. ДД.ММ.ГГГГ.3. Свидетельство о расторжении брака (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ либо органами ЗАГС иных субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, либо компетентными органами на территории иностранного государства).
2.5. ДД.ММ.ГГГГ.4. Решение суда о передаче ребенка на воспитание второму родителю, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).
2.5. ДД.ММ.ГГГГ.5. Соглашение о месте проживания ребенка (детей) с одним из родителей (заверенное в установленном порядке).
2.5. ДД.ММ.ГГГГ.6. Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации) (в случае обучения в образовательной организации, не подведомственной органу исполнительной власти "адрес").
2.5. ДД.ММ.ГГГГ.7. Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).
Согласно п. 2.5.1.3. Административного регламента в случае неподтверждения посредством межведомственного информационного взаимодействия сведений, указанных в запросе, заявителем в соответствии с разделом 2.9 настоящего Регламента представляются оригиналы документов, указанных в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги, из числа документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2 - 2.5. ДД.ММ.ГГГГ настоящего Регламента.
Из приведенных правовых норм следует, что заявитель, должен представить, в том числе, документы, подтверждающие фактическое проживание детей супруга (супруги), рожденных в прежнем браке или рожденных вне брака, в данной семье до их совершеннолетия. В случае неподтверждения посредством межведомственного информационного взаимодействия сведений, указанных в запросе, заявителем в соответствии с разделом 2.9 настоящего Регламента представляются оригиналы документов, указанных в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ФИО1 просил признать незаконными решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении государственной услуги "Присвоение льготного статуса многодетной семьи "адрес"", обязать принять решение о присвоении ФИО1 льготного статуса, ссылаясь на то, что после расторжения брака все трое несовершеннолетних детей фактически остались проживать с ним, при этом зарегистрированы с ним по месту жительства в одной квартире. Мать детей ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж, поменяла фамилию на ФИО12, после начала специальной военной операции вместе с новым мужем покинула территорию Российской Федерации и проживает в Грузии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не разъяснил сторонам бремя доказывания, не установилвсе юридически значимые обстоятельства, неправильно определилкруг лиц, участвующих в деле, допустил формальный подход к рассмотрению спора, связанного с правами несовершеннолетних детей из многодетной семьи. Суд апелляционной инстанции не исправил ошибки, допущенные судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" обращено внимание судов на то, что состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 ГПК РФ. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Таким образом, в силу абзаца четвертого ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со ст. 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям (часть 1).
Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности (часть 3).
Исходя из предмета и оснований исковых требований, участвующими в деле лицами должны быть мать несовершеннолетних детей - ФИО12 и несовершеннолетние дети, достигшие 14-летнего возраста.
Истец просил принять решение о присвоении ФИО1 льготного статуса многодетной семьи "адрес", в связи в тем, что после расторжения брака все трое несовершеннолетних детей фактически остались проживать с ним, при этом зарегистрированы с ним по месту жительства в одной квартире, мать детей ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж, поменяла фамилию на ФИО12, покинула территорию Российской Федерации и проживает в Грузии.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не установили все юридически значимые обстоятельства, в том числе: с кем из родителей фактически остались проживать дети из многодетной семьи после расторжения брака родителями, был ли вопрос о месте жительства детей разрешен в решении о расторжении брака, имелось ли соглашение родителей о месте жительства детей, в каком жилом помещении фактически проживают дети, какие учебные учреждения дети посещают, где им оказывается медицинская помощь; покинула ли, действительно, мать детей ФИО12 территорию Российской Федерации, если да, то когда именно; какие документы были поданы истцом в УСЗН ЗАО "адрес"; была ли разъяснена истцу ответчиком УСЗН ЗАО "адрес" необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждающих фактическое проживание детей с отцом, для оказания государственной услуги; какие именно документы должны были быть дополнительно представлены истцом в УСЗН ЗАО "адрес"; можно ли было получить эти документы посредством межведомственного информационного взаимодействия; имеет ли истец право на присвоение статуса родителя многодетной семьи.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций не установили все юридически значимые обстоятельства, неправильно определили круг лиц, участвующих в деле, допустили формальный подход к рассмотрению спора, связанного с правами несовершеннолетних детей из многодетной семьи.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Никулинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Никулинский районный суд "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.