Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО2 к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "Дормостстрой", администрации "адрес", администрации "адрес" о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе "адрес" на решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, уточнив требования, обратился в суд с иском к МБУ "Дормостстрой" (далее - МУП "Дормостстрой", после переименования с ДД.ММ.ГГГГ - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Дормостстрой", далее - СОГБУ "Дормостстрой", после завершения реорганизации с ДД.ММ.ГГГГ - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Смоленскавтодор", далее - СОГБУ "Смоленскавтодор", Учреждение) и администрации "адрес" о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 452 594, 76 руб, исчисленной без учета в дальнейшем необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, компенсации морального вреда в размере 5 000 руб, возложив на МБУ "Дормостстрой" обязанность произвести с этой недополученной суммы заработной платы необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование, налогам и сборам с учетом действующего законодательства, а также подать уточненные электронный реестр в ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; обязании администрации "адрес" выделить денежные средства МБУ "Дормостстрой" для произведения выплат.
Исковые требования мотивированы тем, что истец осуществлял трудовую деятельность в МБУ "Дормостстрой" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника планово-экономического отдела; согласно утвержденному и действующему штатному расписанию за выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата в виде должностного оклада в размере 16 249 руб.
На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. между Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Федеральным дорожным агентством, Российской ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
В письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. В соответствии с Уставом МБУ "Дормостстрой", утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети "адрес". В процессе своей деятельности МБУ "Дормостстрой не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 г.г, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ "Дормостстрой", которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-фдм "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений "адрес"", Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г.
Полагал, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ "Дормостстрой" Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения -"дорожное хозяйство", нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст. ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ "Дормостстрой" в 2020-2022 г.г. произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация "адрес".
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика МБУ "Дормостстрой" на его правопреемника - СОГБУ "Дормостстрой".
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
"адрес" государственного бюджетного учреждения "Дормостстрой" в пользу ФИО2 взыскана недополученная работником за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 452 594 руб. 76 коп, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
Указано, что в случае отсутствия у "адрес" государственного бюджетного учреждения "Дормостстрой" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь администрацию "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав администрацию "адрес" выделить Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "Дормостстрой" соответствующие денежные средства.
На Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Дормостстрой" возложена обязанность произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по "адрес", подать уточненный электронный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения администрации "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ "Дормостстрой" соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ "Дормостстрой" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано.
Решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части взысканной суммы недополученной заработной платы, с указанием о взыскании со "адрес" государственного бюджетного учреждения "Дормостстрой" в пользу ФИО2 недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 404 640, 65 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика СОГБУ "Дормостстрой" на его правопреемника - СОГБУ "Смоленсавтодор".
В кассационной жалобе представитель "адрес" (ранее - администрация "адрес") просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные.
Заявитель жалобы указывает, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса); СОГБУ "Дормостстрой" не относилось к работодателям, указанным в ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, Отраслевое соглашение к трудовым отношениям между работниками и СОГБУ "Дормостстрой" применяться не может. Кроме того, СОГБУ "Дормостстрой" не уполномачивало администрацию "адрес" (учредителя учреждения) на ведение переговоров и подписание от их имени Соглашения. СОГБУ "Дормостстрой" является некоммерческой организацией и указанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ правовая позиция не распространяется на организации другой организационно-правовой формы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МБУ "Дормостстрой", утвержденного постановлением Главы "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах "адрес", осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).
В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 - Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Таким образом, МБУ "Дормостстрой" относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 принят в МБУ "Дормостстрой" на должность начальника планово-экономического отдела, с тарифной ставкой (окладом) 15 776 руб.; в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ его оклад составил 16 249 руб.; приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО2 - начальником планово-экономического отдела МБУ "Дормостстрой" расторгнут по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации) и он уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации "адрес" N-адм от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ "Дормостстрой", которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1.3. Положения система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры тарифных ставок, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Система оплаты труда работников учреждения устанавливается с учетом: Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; профессиональных стандартов; государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения соответствующих профсоюзных органов и объединений работодателей.
Пунктом 1.6. Положения предусмотрено, что оплата труда рабочих учреждения осуществляется на основе тарифных ставок, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Рабочим учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7.).
Расходы на оплату труда рабочих учреждения осуществляются в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий финансовый год, и от иной приносящей доход деятельности (п. 1.9. Положения).
Фонд оплаты труда рабочих учреждения состоит из тарифных ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Тарифные ставки рабочих учреждения утверждаются штатным расписанием учреждения. Штатное расписание формируется в пределах установленного фонда оплаты труда, утверждается руководителем учреждения и согласовывается с начальником Управления дорожного хозяйства и строительства администрации "адрес" и заместителем Главы "адрес" по городскому хозяйству. При формировании фонда оплаты труда рабочих учреждения сверх суммы средств, направляемых для выплаты 12 тарифных ставок, предусматриваются средства для следующих стимулирующих выплат в расчете на год: для рабочих учреждения (за исключением уборщиков территорий, служебных и производственных помещений, рабочих, выполняющих сезонные работы, контроллеров КПП) (в расчете на год): премиальные выплаты по итогам работы - в размере 6, 55 тарифной ставки; для рабочих учреждения, выполняющих сезонные работы (в расчете на шесть месяцев): премиальные выплаты по итогам работы - в размере 1, 7 тарифной ставки (п. 2.1, 2.2, 2.3 Положения).
Рабочим учреждения осуществляются следующие виды компенсационных выплат: выплаты рабочим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам симулирующего характера рабочим учреждения относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы за месяц (квартал, год) (Раздел 3 и 4 Положения).
ДД.ММ.ГГГГ подписано, а ДД.ММ.ГГГГ в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. N) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей (п. 1.1.Отраслевого Соглашения).
Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:
- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени);
Российская ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
Указанное Отраслевое Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовало по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
По результатам анализа положений данного Соглашения судом отнесено Соглашение к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", выступающего со стороны работодателей.
Российская ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
Решением ФИО1 "РАДОР" (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) Управление дорожного хозяйства и строительства "адрес" принято в ассоциированные члены ФИО3 "РАДОР".
Устав предписывает ФИО3 "РАДОР" представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
Письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N/В-1851 "О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации "адрес" в адрес МБУ "Дормостстрой" направлено письмо, в котором в срок до ДД.ММ.ГГГГ просили предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ФИО3 территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" ДД.ММ.ГГГГ) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.
МБУ "Дормостстрой" ДД.ММ.ГГГГ направило соответствующую информацию, а именно, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ "Дормостстрой", утвержденным постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений "адрес" "Дормостстрой", "СпецАвто", утвержденным постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-адм, составляет 108 086 189, 28 руб, в том числе ФОТ работников учреждения - 83 015 506, 36 руб, взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения - 25 070 682, 92 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4, 9, 21, 22, 45, 47, 48, 129, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
Приходя к выводу об обоснованности требований истца, суд исходил из надлежащего информирования администрации "адрес" о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.
Администрация "адрес", будучи ассоциированным членом ФИО3 "РАДОР", обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
Разрешая требования ФИО2 о взыскании недополученной за период действия соглашения заработной платы, проверив представленные суду МБУ "Дормостстрой" расчеты недополученного заработка истца и признав их верными, суд взыскал в пользу истца недополученную заработную плату в размере 452 594, 76 руб, в расчет которой включен перерасчет оплаты отпускных и трех первых дней временной нетрудоспособности истца, оплаченной работодателем, а также периоды временной нетрудоспособности.
При этом суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг, как то установлено Положением об оплате труда МБУ "Дормостстрой", так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.
Поскольку работодатель выплачивал работникам заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд возложил на СОГБУ "Дормостстрой" обязанность по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Кроме того, суд первой инстанции на основании положений статей 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что СОГБУ "Дормостстрой" достаточного самостоятельного дохода для выплаты своим работникам заработной платы не имеет и финансируется администрацией "адрес", которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества Учреждения, возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств СОГБУ "Дормостстрой" (в случае невозможности исполнения судебного решения) на администрацию "адрес".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о привлечении администрации "адрес" к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда, в связи с чем решение суда в этой части отменил и в данных требованиях отказал.
Кроме того, суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части взысканной суммы недополученной заработной платы, с указанием о взыскании со СОГБУ "Дормостстрой" в пользу ФИО2 недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 404 640, 65 руб.
Остальные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признал правильными.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций о наличии оснований для взыскания с СОГБУ "Дормостстрой" в пользу ФИО2 недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании норм Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации:
регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;
соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;
если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;
содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения. При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;
в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;
в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Правильно применив вышеприведенные нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированному выводу о распространении на работников МБУ (СОГБУ) "Дормостстрой", в том числе истца ФИО2, в спорный период действия Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в связи с чем их вывод о взыскании со "адрес" государственного бюджетного учреждения "Дормостстрой" (как правопреемника МБУ "Дормостстрой") в пользу ФИО2 недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями указанного Соглашения основан на законе и установленных фактических обстоятельствах.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что в силу ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса), не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов и их отмену не влекут, поскольку указанная норма права регламентирует лишь частный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации оснований распространения действия Соглашения на работодателей.
Кроме того, из системного толкования положений ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что нормы части 3 данной статьи определяют работодателей, в отношении которых действует Соглашение и интересы которых были представлены объединениями работодателей, заключившими соглашение (независимо от членства работодателей в таких объединениях), в коллективных переговорах либо которые вступили в такие объединения работодателей в период действия соглашения, и не отменяют предусмотренного частями 8 и 9 статьи специального порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, путем присоединения к нему по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо путем не представления в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
Доводы заявителя жалобы о том, что Отраслевое соглашение распространяется только на муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, и не распространяется на муниципальные бюджетные предприятия, отклоняются как необоснованные, поскольку согласно п.п. 1.1, 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Приведенные в кассационной жалобе заявителя иные доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Кроме того, указанные доводы являлись предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, поскольку заявлялись при рассмотрении дела по существу и при проверке решения районного суда в апелляционном порядке, признаны необоснованными по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, оснований не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного, доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в той части, в которой оно оставлено без изменения, а также с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.