Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы реализации государственной программы
Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению потребления топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции
Общий объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Липецкой области составляет в среднем 19,3 млн. тонн условного топлива в год, основная доля которого приходится на обрабатывающие производства (88,43%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,82%), сельское хозяйство (1,71%), транспорт и связь (0,7%).
В расчете на рубль валового регионального продукта потребление топливно-энергетических ресурсов составляет 0,07 кг условного топлива, что выше среднероссийских показателей на 5,2%. Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового регионального продукта, в котором доля энергоемких промышленных производств, большую часть которых занимает металлургия и металлообработка, составляет 44%.
Снижение энергоемкости валового регионального продукта и создание на этой основе условий для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является одним из приоритетов государственной политики в Липецкой области.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Липецкой области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Липецкой области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Липецкой области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 47% потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки теплоэлектроцентралями. При этом удельный расход условного топлива (кг) на 1 отпущенный кВт/ч электроэнергии, вырабатываемой теплоэлектроцентралями области, составляет 0,323, что выше среднероссийского показателя на 9,6%. Производство тепловой энергии также характеризуется высоким уровнем энергетических издержек. Так, на выработку 1 Гкал расходуется 154,8 кг условного топлива, что выше среднероссийского показателя на 8,7%.
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций бюджетной сферы Липецкой области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Липецкой области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов области. За 2012 год потребление областными организациями бюджетной сферы тепловой энергии составило 186 тыс. Гкал, что составляет 51,6% в структуре топливно-энергетического баланса данной категории потребителей, электрической энергии - 53,6 млн. кВт/ч (34,4%), природного газа - 6,5 млн. куб. м (14%). В 2012 году доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетных учреждений в общей структуре расходов консолидированного бюджета Липецкой области составила 2,98%.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Липецкой области выполнен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, созданию генерирующих источников, произведена замена значительного количества технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, приняты меры по оптимизации систем теплоснабжения городов и районов Липецкой области, замене электросчетчиков на приборы более высокого класса точности.
По состоянию на 1 января 2013 года уровень газификации Липецкой области составляет 80,5%. Общая протяженность газораспределительных сетей - 17 783,37 км. Ежегодно Липецкая область получает около 5 млрд. кубометров газа, который распределяется между потребителями, прежде всего, промышленными потребителями, социальной сферой и населением. Количество газифицированных объектов коммунально-бытовых предприятий составляет 5628, промышленных предприятий - 200, предприятий сельскохозяйственного комплекса - 93. Оборудованы системой телеметрического контроля параметров работы 492 газораспределительных пункта.
Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы показывает наличие ряда проблем:
- высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
- высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
- недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточная обеспеченность населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства природным газом (особенно в сельской местности);
- недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами.
Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются:
- в разработке, принятии и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Липецкой области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств;
- обеспечении надежного энергоснабжения потребителей Липецкой области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии; повышении роли проводимых энергетических обследований;
- обеспечении учета и контроля за потреблением энергоресурсов;
- формировании условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Программа направлена на решение задач Энергетической стратегии России на период до 2030 года и соответствует основным направлениям развития экономики и социальной сферы Липецкой области, определенным Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ.
При решении данных проблем необходимо учитывать возможные риски в сфере реализации государственной программы.
Социальные риски обусловлены:
- недостаточной активностью хозяйствующих субъектов и населения в решении задач по энергосбережению;
- возможным дефицитом высококвалифицированных кадров отрасли энергетики для осуществления энергоэффективных мероприятий и строительно-монтажных работ.
Финансово-экономические риски связаны с:
- увеличением темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
- сокращением финансирования и невыполнением юридическими лицами мероприятий государственной программы;
- возможным снижением уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- несоответствием объемов запланированных средств на ресурсное обеспечение государственной программы;
- возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Операционные риски связаны с недостатками нормативно-правового обеспечения, несвоевременным внесением назревших изменений в нормативную правовую базу по направлениям реализации государственной программы.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков.
Исходя из существующих проблем, сформулированы основные стратегические цели и задачи государственной программы.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Региональная государственная политика в области развития энергетики и повышения энергоэффективности Липецкой области является частью государственной энергетической политики Российской Федерации, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Приоритеты и цели областной политики по развитию энергетики и повышению энергоэффективности определены в стратегических документах Российской Федерации и Липецкой области:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р;
- Стратегии социального и экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ.
Целью государственной программы является надежное обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение энергетической эффективности.
Достижение цели государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Липецкой области" обеспечивается решением следующих задач, соответствующих сфере деятельности и функциям ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.
Задача 1. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.
Задача 2. Обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения области в энергоресурсах.
В условиях общего экономического роста обеспечение потребностей экономики и населения области в энергоресурсах является одной из приоритетных задач перспективного развития секторов топливно-энергетического комплекса. Достижение указанной задачи осуществляется путем:
- удовлетворения потребностей экономики и населения области в электрической и тепловой энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в энергетику;
- обеспечения надежности и безопасности работы системы электроснабжения области в нормальных и чрезвычайных ситуациях;
- инвестиционно-инновационного обновления отраслей энергетики, направленного на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электро- и теплоэнергии;
- газификации и развития газораспределительных сетей.
Задача 3. Развитие использования возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
В условиях непрерывного роста стоимости всех видов углеводородного сырья, что приводит к значительному повышению себестоимости выработки электрической и тепловой энергии, актуальным становится создание и развитие в Липецкой области малой энергетики - собственных генерирующих мощностей на основе возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
Состав целевых индикаторов и показателей задач государственной программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации государственной программы;
- охват всех наиболее значимых результатов реализации государственной программы;
- минимизацию количества индикаторов (показателей);
- наличие государственного статистического наблюдения и методик расчета значений индикаторов (показателей).
Индикаторы, характеризующие достижение цели государственной программы:
- энергоемкость валового регионального продукта (кг у.т./тыс. руб.);
- доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области (%);
- доля введенных в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами (%).
Первый индикатор - энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) области определяет качество использования энергоресурсов, структуру промышленного производства, степень развитости региональной энергетической системы. Снижение энергоемкости ВРП определяется подпрограммой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Второй индикатор показывает долю энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области.
Третий индикатор показывает долю введенных в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Показателем решения задачи 1 "Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности" является обеспечение за счет реализации мероприятий государственной программы годовой экономии топливно-энергетических ресурсов (тыс. т.у.т.).
Показателями решения задачи 2 "Обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения области в энергоресурсах" являются:
- объем производства электрической энергии (тыс. кВт/ч);
- объем производства тепловой энергии (в сопоставимых условиях) (тыс. Гкал);
- уровень газификации муниципальных образований области (%).
Показателем решения задачи 3 "Развитие использования возобновляемых источников энергии" является количество построенных объектов малой энергетики (единиц).
Набор индикаторов и показателей является достаточным, не противоречит друг другу и количественно характеризует ход реализации государственной программы.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Для достижения поставленной цели и решения задач государственной программы предусматривается выполнение основных мероприятий, входящих в состав подпрограмм государственной программы, в том числе:
Подпрограмма 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 1 направлено на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Выполнение подпрограммы 1 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - снижению энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году до 65,09 кг у.т./тыс. руб.
Подпрограмма 2. Развитие и модернизация электроэнергетики.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 2 направлено на повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе; снижение потерь электроэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования; стабилизацию и поэтапное снижение стоимости электроэнергии для промышленности и населения, в том числе снижение удельных затрат на единицу передаваемой электроэнергии; стимулирование внедрения новых технологий в энергетике области.
Подпрограмма 3. Развитие и модернизация теплоэнергетики.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 3 направлено на повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой теплоэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в теплосетевом комплексе; снижение потерь теплоэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования; стабилизацию и поэтапное снижение стоимости теплоэнергии для промышленности и населения, в том числе снижение удельных затрат на единицу передаваемой теплоэнергии; стимулирование внедрения новых технологий в энергетике области.
Подпрограмма 4. Газификация и реконструкция газораспределительных сетей.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 4 направлено на обеспечение надежного газоснабжения потребителей.
Выполнение подпрограмм 2, 3, 4 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - к обеспечению 100% ввода в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Подпрограмма 5. Развитие использования возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 5 направлено на создание конкурентных преимуществ генерации электрической и тепловой энергии на основе использования возобновляемых источников энергии, обеспечивающих привлечение инвестиций для повышения экологической и энергетической эффективности и технологического развития энергетики в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Выполнение подпрограммы 5 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - увеличению доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области - 0,65%.
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов цели и показателей задач по годам реализации государственной программы
Срок реализации государственной программы охватывает период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
Эффективность реализации программы оценивается по целевым индикаторам и показателям задач, характеризующим развитие энергетики и энергосбережение области.
Плановые значения индикаторов цели и показателей задач по годам реализации государственной программы представлены в приложении 1 к государственной программе.
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации государственной программы
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется в пределах лимитов финансирования, доведенных до исполнителей и соисполнителей государственной программы.
Прогнозный объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 742 848,37 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 136 302,50 тыс. рублей,
2015 год - 117 975,67 тыс. рублей,
2016 год - 189 397,20 тыс. рублей,
2017 год - 79 907,20 тыс. рублей,
2018 год - 73 328,60 тыс. рублей,
2019 год - 72 968,6 тыс. рублей,
2020 год - 72 968,60 тыс. рублей.
Подробно ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета представлено в приложении 1 к государственной программе.
В рамках программы предусматривается привлечение средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Прогнозное ресурсное обеспечение реализации государственной программы, в том числе из иных источников, представлено в приложении 2 к настоящей программе.
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач государственной программы
Меры государственного регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение) не применяются.
7. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Реализация государственной программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать своевременному достижению запланированных результатов:
- законодательно-правовые риски, обусловленные изменением законодательной базы в сфере развития энергетики, энергосбережения и энергопотребления;
- экономические риски, связанные с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии области;
- финансовые риски, обусловленные снижением финансирования государственной программы, а также недостатком собственных средств у региональных энергетических компаний и предприятий, отсутствием достаточной государственной поддержки;
- технические риски, связанные с изменением технических условий, что может повлечь за собой увеличение потребления энергетических ресурсов;
- риски низкой мотивации, обусловленные изменением перспективных планов частных инвесторов в отношении строительства на территории области объектов энергетики.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий государственной программы в установленные сроки, что, в конечном счете, отразится на достижении показателей реализации государственной программы.
Способом ограничения рисков будет являться:
- формирование эффективной системы управления государственной программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителя и соисполнителей государственной программы;
- проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения государственной программы, регулярного анализа хода выполнения государственной программы;
- планирование реализации мероприятий государственной программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач государственной программы;
- корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого результата.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации государственной программы.
8. Мониторинг реализации государственной программы
Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) государственной программы (подпрограмм), ход реализации основных мероприятий государственной программы.
Мониторинг реализации государственной программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы.
Доклад о ходе реализации государственной программы ответственный исполнитель готовит в сроки, установленные постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области".
9. Методики расчетов целевых индикаторов и показателей задач государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
Для формирования целевых индикаторов и показателей задач Программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности, использована следующая методика количественного (формульного) исчисления:
1. Энергоемкость валового регионального продукта (кг у.т./тыс. руб.) определяется как отношение потребления топливно-энергетических ресурсов на территории Липецкой области (т.у.т.) к валовому региональному продукту.
2. Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области (процентов), рассчитывается как отношение энергетических ресурсов, произведенных с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, к общему объему энергетических ресурсов, произведенных на территории Липецкой области.
3. Доля введенных в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами (процентов) определяется как отношение фактически введенных в эксплуатацию объектов к количеству объектов, предусмотренных в утвержденных инвестиционных программах.
4. Обеспечение за счет реализации мероприятий государственной программы годовой экономии топливно-энергетических ресурсов (тыс. т у.т.) рассчитывается как сумма экономии первичной энергии за счет реализации энергосберегающих мероприятий в области в текущем году.
5. Объем производства электрической энергии определяется в соответствии с балансом электропотребления Липецкой области за текущий год.
6. Объем производства тепловой энергии (в сопоставимых условиях) определяется в соответствии с данными шаблона мониторинга ФСТ России "Фактические показатели организаций теплоснабжения за текущий год".
7. Уровень газификации области (процентов) определяется в соответствии с Техническим паспортом газового хозяйства области, составляемым ежегодно газораспределительной организацией.
8. Количество построенных объектов малой энергетики (единиц), сведения по данному показателю формируются на основании данных муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в соответствии с запросами управления энергетики и тарифов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.