N 16-115/2024
г. Санкт-Петербург 8 февраля 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу Шлыкова И.Н. на постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда от 9 июня 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 29 августа 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыкова Игоря Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 29 августа 2023 года, первый заместитель главы администрации, председатель комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыков И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Шлыков И.Н. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Прокурор г. Калининграда, потерпевший ФИО4, извещенные в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения на указанную жалобу не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 названного Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ).
В пунктах 1, 4, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 названного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 данной статьи.
В силу ст. 15 Федерального закона N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой г. Калининграда проверки исполнения законодательства о порядке обращений граждан в комитете городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" было установлено, что 23 марта 2023 года на адрес электронной почты администрации городского округа поступило и 24 марта 2023 года зарегистрировано обращение ФИО4 по вопросу правомерности размещения на земельном участке гостевого дома. 12 апреля 2023 года первым заместителем главы администрации, председателем комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыковым И.Н. ФИО4 был дан ответ N и-КГРиЦ-3254, которым заявитель проинформирован, в том числе о том, что его обращение направлено для рассмотрения в Управление Росреестра по Калининградской области для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий, проведения мероприятий в рамках государственного земельного контроля (надзора).
Однако в ходе проведения прокурорской проверки факт перенаправления обращения ФИО4 в Управление Росреестра по Калининградской области не подтвердился, установлено, что указанное обращение заместителем главы администрации, председателем комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыковым И.Н. в Управление Росреестра не направлялось.
Распоряжением и.о. главы администрации городского округа "Город Калининград" N от 1 сентября 2022 года Шлыков И.Н. с указанной даты переведен на должность первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград".
В соответствии с пунктами 4.5, 5.13, 6.8 должностной инструкции первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград", с которой Шлыков И.Н. ознакомлен, на указанное должностное лицо возложена, в том числе, функция рассмотрения письменных обращений депутатов, граждан, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений, структурных подразделений администрации, принятие по ним решений; предусмотрено право утверждать, согласовывать, визировать, подписывать документацию в пределах компетенции КГРиЦ; закреплена обязанность в пределах своей компетенции обеспечивать своевременное и в полном объеме рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законом срок.
По результатам проверки 4 мая 2023 года прокурором г. Калининграда в отношении первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыкова И.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность указанного должностного лица в совершении данного административного правонарушения подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены нижестоящими судебными инстанциями по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности Шлыкова И.Н, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения; должностное лицо, допустившее нарушение; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Рассматривая дело об административном правонарушении и привлекая Шлыкова И.Н. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ судебные инстанции установили, что бездействие первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыкова И.Н. повлекло нарушение прав ФИО4 на объективное и всестороннее рассмотрение ее обращения, а также на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а равно нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Действия должностного лица Шлыкова И.Н. по ст. 5.59 КоАП РФ квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Довод жалобы о том, что обращение ФИО4 18 апреля 2023 года заместителем главы администрации, председателем комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" ФИО5 было перенаправлено для рассмотрения в Управление Росреестра по Калининградской области, о невиновности Шлыкова И.Н. в совершении вмененного административного правонарушения не свидетельствует, поскольку данное обстоятельство не снимало с него возложенные пунктами 4.5, 5.13, 6.8 должностной инструкции обязанности первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград", и вне зависимости от этого требовало выполнения им закрепленной в ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ обязанности направить обращение ФИО4 в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, были предметом тщательной проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность, обоснованность и наличие в действиях Шлыкова И.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы, в том числе о допущенных в ходе рассмотрения дела нарушениях норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и основанием к освобождению от административной ответственности не являются.
Установленные нижестоящими судебными инстанциями обстоятельства допущенного Шлыковым И.Н. нарушения указывают на наличие в его действиях состава административного правонарушения (в том числе установленные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, указывают и на наличие всех элементов состава административного правонарушения), вина в совершении административного правонарушения установлена на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, сомнений не вызывает.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Должность заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа " "адрес"" относится к высшей группе должностей муниципальной службы, и, соответственно, он является должностным лицом, на которое возложено осуществление публично значимых функций, он несет личную ответственность за все действия по соблюдению установленного порядка рассмотрения обращений граждан и административно-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан.
Вопреки доводам жалобы, значимые по делу обстоятельства, в том числе занимаемая субъектом административного правонарушения Шлыковым И.Н. должность, установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными в дело доказательствами и сомнений не вызывают.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что первый заместитель главы администрации, председатель комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыков И.Н. имел реальную возможность соблюсти порядок рассмотрения обращения ФИО4, объективно и всесторонне рассмотреть его обращение, дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов, направить обращение в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, однако должных мер к тому не принял, следовательно, он, как должностное лицо обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Состав вышеуказанного административного правонарушения является формальным, образуется в результате нарушения лицом установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан и не предусматривает в качестве обязательного условия наступления последствий.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Шлыкову И.Н. с применением положений ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, заключается в пренебрежительном отношении субъекта к конституционному праву гражданина на обращение, а также значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований для освобождения Шлыкова И.Н. от административной ответственности не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, с доводами, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и, вопреки утверждению в жалобе, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья вышестоящей инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Шлыкова И.Н. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи районного суда не имеется.
Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем или неполном судебном разбирательстве, об ущемлении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту или иного нарушения процессуальных требований, которые путем лишения или ограничения гарантированных ему прав, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законных и обоснованных судебных решений, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи 2-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда от 9 июня 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 29 августа 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа "Город Калининград" Шлыкова Игоря Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.