N 16-185/2024
г. Санкт-Петербург 16 февраля 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу главы администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО9. на вступившие в законную силу постановление врио начальника Тосненского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области - старшего судебного пристава от 19 августа 2022 N и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2023 года N 12-17/2023, вынесенные в отношении администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением врио начальника Тосненского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области - старшего судебного пристава от 19 августа 2022 N, оставленным без изменения решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2023 года N 12-17/2023, администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2023 года, глава администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области Богатов М.А. обжаловал его в Ленинградский областной суд, заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 18 апреля 2023 года ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи городского суда от 17 февраля 2023 года оставлено без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО12 выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебным решением от 17 февраля 2023 года, считает их незаконными; указывает, что у администрации отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда; просит отменить указанные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ - законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области является должником по исполнительному производству N, возбужденному 11 марта 2019 года, на основании исполнительного листа ФС N от 1 марта 2019 года, выданного Тосненским городским судом Ленинградской области по делу N, вступившему в законную силу 28 февраля 2018 года, на неё возложена обязанность оградить и обеспечить охраной территорию первого пояса зон санитарной охраны скважины, разработать и согласовать проект организации санитарной охраны артезианской скважины N, расположенной по адресу: "адрес", в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 11 марта 2019 года получено должником, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней со дня получения указанного постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 июня 2019 года, с учетом изменений внесенных решением суда, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа с администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.
Постановлением начальника Тосненского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области - старшего судебного пристава от 30 августа 2021 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2021 года, администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
29 июня 2022 года администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области вручено требование судебного пристава об исполнении решения суда в срок до 28 июля 2022 года.
Должником данное требование в установленный срок не исполнено.
Таким образом, 29 июля 2022 года в 00.01 час по адресу "адрес", администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, являясь должником по исполнительному документу, содержащему требование неимущественного характера, не исполнила решение суда в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностного лица и судьи первой инстанции, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, действия администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено. Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья первой инстанции сочли, что администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Данные выводы являются правильными, сомнений в обоснованности не вызывают.
Вопреки доводу жалобы, издание распоряжения от 5 августа 2021 года N 132 "Об утверждении плана мероприятий по исполнению постановления о назначении нового срока исполнения", само по себе не влечет выводов о том, что администрацией приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Более того не представлено доказательств исполнения запланированных указанным распоряжением мероприятий в полной мере и в установленный срок.
Также из материалов дела следует, что администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 января 2018 года N 2-134/2018 только после привлечения юридического лица к административной ответственности. Определением Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 сентября 2022 года администрации предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 30 октября 2023 года.
Доводы, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе, об отрицании бездействия, неисполнении требования в связи с объективными обстоятельствами, аналогичны доводам жалобы на постановление должностного лица, рассмотренной судьей городского суда. Эти доводы были предметом тщательной судебной проверки и не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих убедительно мотивированных выводов со ссылкой на положения законодательства и доказательства, имеющиеся в материалах дела, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Обоснованность и правильность выводов судьи первой инстанции о законности привлечения администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, сомнений не вызывают.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном пределе санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ для юридических лиц, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи городского суда не имеется.
Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем или неполном судебном разбирательстве, об ущемлении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту или иного нарушения процессуальных требований, которые путем лишения или ограничения гарантированных ему прав, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения, не имеется.
Законность определения судьи Ленинградского областного суда от 18 апреля 2023 года (N 7-275/2023) об отказе в удовлетворении ходатайства главы администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО10. о восстановлении срока обжалования решения судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2023 года, сомнений не вызывает и не оспаривается в настоящей жалобе.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление врио начальника Тосненского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области - старшего судебного пристава от 19 августа 2022 N и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2023 года N 12-17/2023, вынесенные в отношении администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу главы администрации Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области ФИО11 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.