N 16-254/2024
г. Санкт-Петербург 22 февраля 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу защитника Одинаева О.О. - адвоката Каламаева А.Л. на вступившее в законную силу постановление судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года, вынесенное в отношении Одинаева Орзу Олимхоновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года Одинаев О.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
В порядке ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ постановление судьи от 19 октября 2021 года в отношении Одинаева О.О. не обжаловалось, вступило в законную силу 7 декабря 2021 года.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Одинаева О.О. - адвокат Каламаев А.Л. выражает несогласие с постановлением судьи, считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с данным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 октября 2021 года в 14 часов 20 минут в ходе проверки документов сотрудниками ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга выявлен гражданин Республики Таджикистан Одинаев О.О, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока законного пребывания, совершенное в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Указанные обстоятельства не оспаривались Одинаевым О.О. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей первой инстанции и достоверно подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом об административном задержании, данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ, копией паспорта иностранного гражданина, рапортом должностного лица, выявившего факт совершенного административного правонарушения, объяснениями Одинаева О.О, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что гражданин Республики Таджикистан Одинаев О.О. въехал на территорию Российской Федерации 15 июля 2021 года в порядке, не требующем получения визы, по истечению установленного срока пребывания территорию Российской Федерации не покинул, находился в городе федерального значения Санкт-Петербурге, и с 12 октября 2021 года вплоть до выявления сотрудниками правоохранительного органа от выезда из Российской Федерации уклонялся.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Судебными инстанциями установлено, что Одинаев О.О. незаконно пребывал на территории Российской Федерации, мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял, демонстрируя тем самым пренебрежительное отношение к законам и правопорядку Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 18 октября 2021 года составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, содержит данные, прямо перечисленные в части 2 этой статьи. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов для устранения недостатков в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ не имелось.
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности Одинаева О.О, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 635-р от 16 марта 2020 года, п. 1 в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции, ФСБ России с 00 часов 00 мин. по местному времени 18.03.2020 предписано временно ограничить въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Однако, согласно подпункту 12 п. 2 вышеуказанного распоряжения, положения п. 1 не применяются в отношении: 12) граждан иностранных государств, предусмотренных Приложением N 1 к настоящему распоряжению, въезжающих в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Белоруссия через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приложением 1 к распоряжению Правительства N 635 установлен перечень иностранных государств, граждане которых и лица, имеющие вид на жительство либо иной документы, подтверждающий право на постоянное проживание в которых, могут въезжать в Российскую Федерацию из этих государств через воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ, в который входит также Республика Таджикистан.
Перечень иностранных государств, из которых въезд на территорию РФ, в том числе через третьи страны, ограничен, установлен Приложением 3 к распоряжению Правительств РФ N 635-р, к таким странам относятся Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Гонконг, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Танзания, Эсватини, ЮАР, Кения.
Кроме того, согласно п. 5(1) распоряжения (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2021 N 1291-р) положения п. 1 настоящего распоряжения не применяются в отношении граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, респ. Абхазия, Южная Осетия, прибывающих в РФ через воздушные пункты пропуска и убывающих в государства своего гражданства через воздушные пункты пропуска и другие пункты пропуска при следовании в государство своего гражданства иными видами транспорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 763-р от 27 марта 2020 года, в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции Минтранс России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 час. 00 мин. по московскому времени 30 марта 2020 временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.
Таким образом, для граждан Таджикистана въезд на территорию Российской Федерации через воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ не был ограничен, что также косвенно подтверждается тем, что Одинаев О.О. прибыл на территорию РФ через КПП "Домодедово" (авиа) 15 июля 2021 года.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364 с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364 установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15.06.2020 и не имеющие по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
Одинаев О.О. прибыл на территорию Российской Федерации 15 июля 2021 года, то есть после издания Указа, в то время как Указ Президента Российской Федерации распространял свое действие на иностранных граждан и лиц без гражданства, уже находившихся на территории РФ на момент издания Указа, для урегулирования их правового положения.
Распоряжением Правительства от 20 мая 2022 года N 1253-р утвержден прилагаемый перечень иностранных государств, в отношении которых сняты временные ограничения на транспортное сообщение, то есть на транспортное сообщение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные и речные пункты пропуска через государственную границу, установленные распоряжением Правительства РФ N 763-р от 27 марта 2020 года.
Поскольку въезд граждан через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации не был ограничен распоряжением Правительства РФ N 635-р от 16 марта 2020 года, выезд иностранных граждан в государства проживания через любые пункты пропуска этим же распоряжением не был ограничен, Одинаев О.О. прибыл на территорию РФ через КПП "Домодедово", положения подпункта "а" п. 1 Указа Президента РФ "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции" от 15 июня 2021 года N 364, на него не распространялись, поскольку он не являлся лицом, находившимся на территории РФ на момент издания Указа, он обязан был покинуть территорию РФ по истечении срока временного пребывания, исчисляемого с момента его въезда, объективных препятствий к выезду Одинаева О.О. с территории РФ не имелось, правовых оснований для нахождения на территории РФ на момент задержания он не имел, от выезда из Российской Федерации уклонился.
Таким образом, выводы судьи районного суда о незаконности пребывания Одинаева О.О. в период выявления его сотрудниками правоохранительного органа 17 октября 2021 года на территории Российской Федерации, являются верными, он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В целом доводы, приведенные в жалобе, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не опровергают наличие в деянии Одинаева О.О. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое он привлечен к ответственности.
Несогласие привлеченного к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Одинаева О.О. к административной ответственности соблюдены.
Предусмотренных КоАП РФ оснований для освобождения Одинаева О.О. от административной ответственности не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание, как основное, так и дополнительное, назначено Одинаеву О.О. в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, и является справедливым.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации, в соответствии санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, является обязательным дополнительным наказанием к административному штрафу.
При назначении административного наказания судья районного суда обоснованно учёл характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, а также влияние назначенного наказания на его исправление, и все конкретные, значимые обстоятельства дела.
Оснований, исключающих назначение Одинаеву О.О. наказания в виде административного выдворения, по делу не установлено. Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Одинаеву О.О. такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках судопроизводства по делу об административном правонарушении, не нарушает его право на уважение частной и семейной жизни, соответствует целям административной ответственности, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ведет к чрезмерному ограничению его конституционных прав и свобод.
Совокупности правовых оснований для применения положений ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года, вынесенное в отношении Одинаева Орзу Олимхоновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Одинаева О.О. - адвоката Каламаева А.Л. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.