Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Ортикхужаева Нуриддина Абдукаимовича ФИО5 на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 08.06.2022 N5-1129/2022, состоявшееся в отношении Ортикхужаева Нуриддина Абдукаимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 08.06.2022 N5-1129/2022 гражданин Республики Узбекистан Ортикхужаев Н.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не обжаловано.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ортикхужаева Н.А. ФИО6 выражает несогласие с приведенным судебным актом, ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Положения пункта 2 статьи 5 названного Закона обязывают временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором Российской Федерации, за исключением перечисленных в указанной норме случаев.
Согласно статье 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из представленных материалов, 08.06.2022 в 10 часов 10 минут по адресу: г.Калининград ул.Фрунзе д.6 выявлен факт нарушения режима пребывания гражданином Республики Узбекистан Ортикхужаевым Н.А, который прибыл на территорию Российской Федерации 16.05.2021, однако по истечении установленного срока временного пребывания (14.08.2021) в нарушение требований пункта 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонился от выезда с территории Российской Федерации и с указанного времени до момента обнаружения находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы защитника Ортикхужаева Н.А. Хужоковой М.А. о необходимости применения положений Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364) основаны на его ошибочном толковании.
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364, с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364, с 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 1253-р (ред. от 05.09.2022) утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. Республика Узбекистан в этот Перечень не включена.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 N 814-р (документ утратил силу с 14.06.2022 в связи с изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.06.2022 N 1552-р) пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 N 635-р (документ утратил силу с 15.07.2022 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 N 1267) дополнен позициями следующего содержания: "Венесуэла, Германия, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Шри-Ланка".
Таким образом, временные ограничения на транспортное сообщение с Республикой Узбекистан сняты 31.03.2021.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 763-р (ред. от 28.06.2022) "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (документ утратил силу с 15.07.2022 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 N 1267), в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьей 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30.03.2020 временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы (пункт 1 распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р).
Согласно пункта 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 763-р, положения пункта 1 настоящего распоряжения не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Белоруссия, выезжающих из Российской Федерации (за исключением выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику), то есть ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства на выезд из Российской Федерации через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, не имелось.
Таким образом, срок временного пребывания в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Ортикхужаева Н.А. в порядке, не требующем получения визы, истек и, следовательно, после истечения срока пребывания он обязан был покинуть Российскую Федерацию, так как законных оснований нахождения на ее территории и препятствий для выезда с Российской Федерации у него не имелось.
Также, в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, законность нахождения на территории Российской Федерации Ортикхужаева Н.А. и на 08.06.2022.
Кроме того при рассмотрении дела об административном правонарушении Ортикхужаев Н.А. заявил о готовности выехать из Российской Федерации, предъявил авиабилет маршрутом Москва - Ташкент на 11.06.2022 (л.д.14).
Таким образом, совершенное Ортикхужаевым Н.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При назначении Ортикхужаеву Н.А. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Ленинградского районного суда г.Калининграда были соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения Ортикхужаева Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 08.06.2022 N5-1129/2022, состоявшееся в отношении Ортикхужаева Нуриддина Абдукаимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ортикхужаева Нуриддина Абдукаимовича ФИО7 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.