Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, с участием прокурора Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Амозовой С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, принятое по административному делу N 3а-3605/2023 по административному иску Амозовой С.А. к Главе Пудожского муниципального района, Совету Пудожского муниципального района, Контрольно-счетному органу Пудожского муниципального района о возложении обязанности рассмотрения вопроса об установлении должностных окладов по должностям муниципальных служащих.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Амозова С.А, вышедшая в отставку с высшей должности муниципальной службы Председателя Контрольно-счетного органа (КСО) Пудожского муниципального района Республики Карелия и получающая доплату к страховой пенсии по старости, рассчитанной на основе должностного оклада по должности, которую она занимала до выхода на пенсию, обратилась в Пудожский районный суд Республики Карелия с административным иском к Главе Пудожского муниципального района, в котором оспаривала бездействие последнего, выражающееся в непринятии им мер по подготовке и внесению в Совет Пудожского муниципального района проекта решения об установлении новых должностных окладов по должностям муниципальной службы КСО по аналогии с должностными окладами муниципальных служащих администрации этого же муниципального образования.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просила возложить на Главу Пудожского муниципального района обязанность разработать и внести в Совет Пудожского муниципального района проекта решения об установлении новых должностных окладов по должностям муниципальной службы КСО.
В обоснование иска Амозова С.А. ссылалась на то обстоятельство, что решением Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316 внесены изменения в Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, утвержденное решением Совета Пудожского муниципального района от 06.11.2020 N 145 (далее - Положение N 145), согласно которым с 1 января 2023 года изменены должностные оклады муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, увеличение размера которых повлияло на размер доплаты к страховой пенсии по старости, которую получают пенсионеры муниципальной службы, работавшие в администрации района, и которая, рассчитывается на основе должностного оклада по должности, которую они занимали да выхода на пенсию, при этом должностные оклады по должностям КСО, урегулированные Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района, утвержденные решением Совета Пудожского муниципального района от 22.10.2021 N 216 (далее - Положение N 216) остались без изменения, в связи с чем 7 февраля 2023 года Амозова С.А. обратилась к Главе Пудожского муниципального района с предложением о разработке и внесения в Совет Пудожского муниципального района проекта решения о повышении окладов сотрудникам КСО, уровняв их с должностными окладами соответствующих муниципальных служащих администрации.
6 марта 2023 года на обращение Амозовой С.А. направлен ответ о невозможности индексации должностных окладов КСО Пудожского муниципального района.
Решением Пудожского районного суда Республики Карелия от 4 июля 2023 года административный иск удовлетворен частично - на Совет Пудожского муниципального района возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении должностных окладов по должностям муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района в соответствии с принятым решением Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316 "О внесении изменения в Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, утвержденное решением Совета Пудожского муниципального района от 06.11.2020 N 145".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 4 июля 2023 года отменено с принятием нового решения об отказе Амозовой С.А. в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поданной на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 год, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции - 11 января 2024 года, Амозова С.А. ставит вопрос об отмене судебного акт суда апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Амозова С.А. на основании решения Совета Пудожского муниципального района от 25.11.2016 N 259 и заключенного контракта от 09.01.2017 осуществляла трудовую деятельность в качестве председателя КСО Пудожского муниципального района. Амозовой С.А. был установлен должностной оклад в размере 16 008 руб, надбавка за особые условия службы в размере 100%, надбавка за классный чин в размере 2 471 руб, надбавка за вредные условия, надбавка за выслугу лет, а также надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Распоряжением от 08.01.2022 N 1 о прекращении (расторжении трудового договора) с работником (увольнении) действие трудового договора, заключённого 9 января 2017 года с Амозовой С.А, прекращено с 8 января 2022 года в связи с истечением срока действия трудового договора.
При увольнении с указанной должности Амозовой С.А. назначена ежемесячная доплата, устанавливаемая к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
В соответствии с пунктом 18 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, утвержденного решением Совета Пудожского муниципального района от 25.05.2018 N 368, перерасчет размера ежемесячной доплаты производится в случае увеличения должностного оклада по должности, которую замещало лицо, получающее ежемесячную доплату, в результате принятия Советом Пудожского муниципального района решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
Решением Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316 внесены изменения в Положение N 145 - муниципальным служащим установлены новые размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальных служащих.
7 февраля 2023 года Амозова С.А. обратилась к Главе Пудожского муниципального района с предложением о необходимости разработки и внесения в Совет Пудожского муниципального района проекта решения о повышении окладов сотрудникам КСО, уровняв их с должностными окладами соответствующих муниципальных служащих администрации.
6 марта 2023 года на обращение Амозовой С.А. Главой Пудожского муниципального района дан ответ о невозможности индексации должностных окладов КСО Пудожского муниципального района.
Частично удовлетворяя иск и возлагая на Совет Пудожского муниципального района обязанность рассмотреть вопрос об установлении должностных окладов по должностям муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района в соответствии с решением Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316, суд первой инстанции признал установленным факт дискриминации в сфере оплаты труда муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района и, как следствие, нарушение прав административного истца на соответствующий перерасчет ежемесячной доплаты, выплачиваемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2023 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства и передала его на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав в постановленном по делу определении, что поскольку изменение расходов на содержание администрации района вызвано, в первую очередь, изменениями в структуре органов местного самоуправления (ликвидацией администрации Пудожского городского поселения с передачей ее полномочий администрации района, влекущей увеличение объема функций сотрудников), постольку установление сотрудникам администрации района новых должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин нельзя расценивать в качестве индексации их денежного содержания и, следовательно, отсутствие аналогичного повышения денежного содержания сотрудникам КСО Пудожского муниципального района не может свидетельствовать о допущенных по отношению к ним неравенстве и дискриминации в сфере оплаты труда и, тем более, о незаконном воздействии на них.
Выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными.
Как следует из ответов Министерства финансов Республики Карелия от 12.10.2023 N 8274/12.2-16/МФ-и и Министерства национальной и региональной политики от 12.10.2023 N 5702/01-18/МНП-и на запрос суда апелляционной инстанции, в период с 01.01.2022 по 01.10.2023 оклады денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Карелия не индексировались; постановление Правительства Республики Карелия от 18.06.2012 N 190-П "Об установлении нормативов формирования расходов бюджетов муниципальных образований на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) на содержание органов местного самоуправления" на муниципальные должности не распространяется (в настоящее время ведется работа по внесению изменений в региональное законодательство для распространения положений указанного постановления и на лиц, замещающих муниципальные должности).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон об общих принципах организации и деятельности КСО), статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", раздела 4 Положения о Контрольно-счетном органе Пудожского муниципального района, утвержденного решением Совета Пудожского муниципального района от 25.09.2015 N 157 (с последующими изменениями), должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования относятся к муниципальным должностям.
Статьей 20.1 Закона об общих принципах организации и деятельности КСО предусмотрено, что должностным лицам контрольно-счетных органов гарантируются денежное содержание (вознаграждение), ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные), профессиональное развитие, в том числе получение дополнительного профессионального образования, а также другие меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования (в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому, транспортному и иным видам обслуживания).
Меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.3 и 3.3 Положения N 216 решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальным служащим принимается Советом Пудожского муниципального района в пределах средств фонда оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальным служащим, установленные решением Совета Пудожского муниципального района, подлежат изменению (индексации) в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики Карелия.
Решением Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316 внесены изменения в Положение N 145 путем изложения его приложения N 1 в новой редакции, в результате чего изменился перечень должностей муниципальных служащих администрации района (введен ряд новых должностей), установлены оклады согласно новому перечню должностей, при этом размер должностных окладов ряда должностей, присутствующих в перечне и ранее, увеличился: у специалиста 1 категории на 20%, у специалиста на 40%, у остальных - на 10%; размер ежемесячной надбавки за классный чин увеличился по всем должностям на 10%.
Указанное изменение должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальных служащих произведено на основании положений постановления Правительства Республики Карелия от 18.06.2012 N 190-П "Об установлении нормативов формирования расходов бюджетов муниципальных образований на оплат труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) на содержание органов местного самоуправления".
Судом апелляционной инстанции правильно указано на то, что ни федеральным, ни региональным законодательством на муниципальные органы местного самоуправления обязанность по увеличению (индексации) денежного содержания сотрудников контрольно-счетных органов не возлагалась, следовательно, доводы истца о бездействии органов местного самоуправления Пудожского муниципального района, выразившегося в необоснованном отказе в увеличении (индексации) должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования, несостоятельны.
Довод кассационной жалобы истца о том, что суд апелляционной инстанции, принимая во внимание утверждение ответчика, что изменение величины расходов на содержание администрации района вызвано изменениями в структуре органов местного самоуправления - ликвидацией администрации Пудожского городского поселения с передачей ее полномочий администрации района и увеличением объёма функций сотрудников, не исследовал вопрос действительно ли изменился объём работы муниципальных служащих в связи ликвидацией названной городской администрации, не может служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку законность самого решения Совета Пудожского муниципального района от 11.11.2022 N 316 истцом не оспаривалась, следовательно такой вопрос, в соответствии с принципом относимости, не мог быть предметом проверки суда.
Прочие доводы истца по существу повторяют её позицию, изложенную при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием; вновь приведённые в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену обжалуемого апелляционного определения.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Амозовой С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 29 февраля 2024 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.