Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Макарова А.Г, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2023 года по административному делу N 2а-2417/2023 по административному исковому заявлению Макарова А.Г. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Головачу А.В, заместителю начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Шангину В.В. об оспаривании действий и взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров А.Г, осужденный приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2017 г, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия (далее - ФКУ ИК-9) с 27 апреля 2018 г.
Он обратился в суд с административным исковым зачислением, указав, что, являясь инвалидом I группы, полагает незаконными действия и бездействие административных ответчиков, связанные с нарушениями условий его содержания в исправительном учреждении.
В частности, истец считает незаконным его перевод 30 декабря 2022 г. в помещение отряда N 4, что привело к ухудшению его жилищно-бытовых условий, как инвалида I группы, а именно:
сокращению пространства входной секции с уменьшением ширины дверного проема;
затруднению входа в здание ввиду отсутствия поручня и освещения крыльца, оборудованного козырьком неустановленного образца;
уменьшению размера комнаты приема пищи, которая не имеет окна и недостаточно освещена, где размещены шкафы, затрудняющие передвижение;
уменьшению размера гардеробной, помещения воспитательной работы, спальной секции, санузла, включая туалетные кабины, а также недостаточности ширины полок у умывальника;
снижению напора холодной воды и отсутствию горячего водоснабжения;
недостаточной освещенности помещений;
отсутствию подсобного помещения для сбора мусора, хранения уборочного инвентаря;
ненадлежащей вентиляции и большой влажности воздуха; необходимости передвижения по узкому коридору.
Административный истец указывает на уменьшение площади и неудовлетворительное состояние участка для прогулки, размещения на нем места для курения.
Кроме того, 19 января 2023 г. Макарову А.Г. был объявлен устный выговор в связи с тем, что 12 января 2023 г. он обратился к осужденному ФИО12 с употреблением слов, унижающих его честь и человеческое достоинство, а ДД.ММ.ГГГГ в период с 15.30 час до 18.30 час. административный истец после завершения судебного заседания незаконно длительный период времени удерживался в помещении для видеоконференц-связи без воды и возможности воспользоваться туалетом.
Макаров А.Г. полагает нарушенными свои права в связи с совместным содержанием с заключенными ФИО13 и ФИО14, проведением "санитарных обходов" в отряде N 4 с участием осужденных, необеспечением ежедневной помывки, отдельной туалетной кабиной, повышенной нормой питания, отсутствием возможности разогревать пищу и приобретать в магазине молочные продукты, овощи, фрукты, напитки и иные диетические продукты не по завышенным ценам, необорудованием для него спального места одноярусной кроватью с пространством не менее 5 кв.м, отсутствием приватного места для переписки и телефонных звонков, запретом на хранение одноразовых бритв.
Также истец ссылается на отсутствие возможности воспользоваться техническим средством реабилитации инвалида специальным устройством для чтения "говорящих книг" ввиду непредоставления ему в пользование составной части устройства - флеш-карты и на принуждение его пользоваться указанным средством только в одном помещении.
Кроме того, истец просил признать незаконными действия ответчика по объявлению ему устного выговора 17 февраля 2023 г. в связи с употреблением жаргонных слов, признать незаконным бездействие ответчика по необеспечению горячим водоснабжением для ежедневной стирки и личной гигиены, действия по запрету посещения храма, в том числе 19 февраля 2023 г, изъятию нательного белья в ночь 19 февраля 2023 г. и используемых им кухонных полотенец.
В этой связи истец просил взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении (далее - ИУ) в размере 1 100 000 руб, а также устранить нарушение его прав, создав надлежащие условия содержания в ИУ, учитывая его инвалидность.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Макарова А.Г. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей и в ИУ в размере 15 000 руб. в связи с отсутствием в камерах горячего водоснабжения. В остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года по настоящему делу изменено.
Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Исковые требования Макарова А.Г. к ФКУ ИК-9 У ФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России об оспаривании действий и взыскании компенсации за нарушение условий содержания удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-9 У ФСИН России по Республике Карелия по обеспечению Макарова А.Г. горячим водоснабжением и запрету хранения в прикроватной тумбочке одноразовых бритв.
Возложить на ФКУ ИК-9 У ФСИН России по Республике Карелия обязанность не препятствовать Макарову А.Г. хранить одноразовые бритвы в прикроватной тумбочке.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Макарова А.Г. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 16 000 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Макарова А.Г. отказать.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец и ответчики подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из дела усматривается, что истец на основании приговора Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2017 г. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 в колонии строгого режима, с 27 апреля 2018 г. является инвалидом I группы.
В силу ч. 1 ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, а согласно ч. 2 ст. 12 названного Кодекса к числу основных прав осужденных относится запрет на унижающее человеческое достоинство обращение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - Постановление N 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п. 14 Постановления N 47).
Макаров А.Г. с 10 марта 2020 г. содержится в отряде N 4 ФКУ ИК-9, в который был распределен из карантинного отделения. В связи с уменьшением численности осужденных администрацией ФКУ ИК-9 было принято решение об объединении двух отрядов, располагавшихся в правом и левом крыле здания на первом этаже в один, при этом номер отряда, где отбывает наказание истец, не изменился.
При таком положении нарушений п. 328 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 (далее - Правила ИУ), регламентирующего распределение осужденных к лишению свободы по отрядам (камерам), при размещении истца в общежитии отряда N 4 в декабре 2022 г. не допущено.
Особенности содержания осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, установлены разделом XXIX Правил ИУ.
В силу п.п. 464, 465 Правил ИУ осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами I и II групп, создаются улучшенные жилищнобытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Администрация ИУ размещает инвалидов I и II групп в общежитиях для проживания осужденных к лишению свободы, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении для них реабилитационных мероприятий, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивается доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных к лишению свободы в установленное их распорядком дня время.
Фактов нарушения прав истца в сфере жилищно-бытовых условий судами первой и апелляционной инстанций не установлено, подтверждением чему является акт обследования помещений отряда N 4а ФКУ ИК-9, проведенным ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России 7 апреля 2023 г. (т. 2 л.д. 219), из которого следует, что отряд, в котором содержится Макаров А.Г, расположен на 1 этаже. Для организации прогулок имеется земельный участок с твердым покрытием. На момент осмотра в отряде находилось 35 осужденных с соблюдением нормы жилой площади. В отряде имеется 2 спальных помещения, 2 помещения воспитательной работы, 2 комнаты приема пищи, 2 умывальных, 2 туалетные комнаты, 2 сушильные для верхней одежды и 2 бытовые комнаты. В умывальных установлено 7 раковин для мытья рук, дополнительно две раковины имеются в туалетной комнате. В туалетных комнатах установлено 5 унитазов, 1 писсуар, 1 унитаз, оборудованный поручнями.
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой ФКУ ИК-9 от 13 марта 2023 г. (т. 2 л.д. 24), согласно которой дверной проем в обоих спальных секциях одинаков. Количество комнат для приема пищи увеличилось, при этом, как усматривается из фотоматериала, шкафы размещены в комнатах приема пищи над столами, что исключает затруднения при передвижении истца по указанному помещению. В комнатах для приема пищи имеются чайники для обеспечения возможности осужденным воспользоваться горячей водой, холодильники.
Оборудование указанных комнат приборами для самостоятельного разогрева пищи, в частности, микроволновыми печами, действующим законодательством не предусмотрено.
Место для курения организовано в прогулочном дворике, что соответствует п. 9.13 СП 308.1325800.2017 и не противоречит ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", содержащей перечень мест, где курение запрещено.
Доводы истца, касающиеся недостаточной освещенности помещений, опровергаются письменными пояснениями ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 28 марта 2023 г, согласно которым сотрудниками филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России ежегодно проводятся выходы в ИУ с проведением проверок показателей освещения в помещениях с постоянным пребыванием людей, по итогам которых данные показатели в помещениях отряда N 4 ФКУ ИК-9 соответствуют нормативным значениям (т. 1 л.д. 196), а также актом обследования помещений отряда N 4а ФКУ ИК-9, проведенным ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России 7 апреля 2023 г, установившим соответствие уровня освещенности и микроклимата требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Из ответа ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 28 марта 2023 г. следует, что проведение санитарно-эпидемиологического обследования объектов и посещений ФКУ ИК-9 осуществляются в плановом порядке в соответствии с комплексным планом проведения контрольных мероприятий на текущий год, утверждаемым ФСИН России ежегодно. Жалоб от осужденных в ЦГСЭН ФКУЗ МЧС-10 ФСИН России на условия проживания в отряде N 4 за период с 2018 г. до даты подготовки документа не поступало (т. 2 л.д.75).
С целью соблюдения прав лиц, испытывающих затруднения при движении, коридоры отряда оборудованы поручнями, что подтверждается фотоматериалами. Из представленного в материалы дела технического паспорта усматривается, что самый узкий коридор на первом этаже имеет ширину 1, 51 м, что подтверждается также справкой ФКУ ИК-9 от 13 марта 2023 г. (т. 2 л.д. 24). При этом согласно п. 5.6 СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", принятых и введенных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 108, ширина коридоров должна быть не менее 1, 2 м при длине до 10 м и не менее 1, 5 м при длине свыше 10 м. В свою очередь п. 4.3 СП 308.1325800.2017 предусматривает, что при определении ширины горизонтальных коммуникационных путей для маломобильных групп населения в зданиях ИУ следует исходить из условия передвижения на креслах-колясках в одном направлении.
Оценивая доводы истца в части соблюдения его прав на улучшенные жилищно-бытовые условия в связи с наличием инвалидности, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание также положения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, Макарова А.Г. N 24.9.10/2022, выданной к протоколу медико-социальной экспертизы от 14 февраля 2022 г, в разделе рекомендаций по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями которой указана лишь необходимость наличия соответствующего оборудования для инвалида, имеющего нарушения со стойким расстройством функции зрения. Особенности помещений и специальных средств, необходимых при нарушениях здоровья со стойким расстройством функций опорно-двигательного аппарата, слуха, иных функций, для Макарова А.Г. не требуется.
Оборудование отдельной туалетной кабины для лица, являющегося инвалидом, Правилами ИУ, СП 308.1325800.2017 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Пунктом 465 Правил ИУ установлено, что санитарные узлы в указанных помещениях, используемых для проживания инвалидов, оборудуются с учетом возможности использования их инвалидами. Административным ответчиком приняты меры по обеспечению доступности уборной комнаты для людей с нарушением зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 СП 59.13330.2020 "Свод правила. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденного и введенного в действие приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 904/пр, путем оборудования поручней.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебнопрофилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Пунктом 465 Правил ИУ предусмотрено, что помещения, в которых размещаются инвалиды, оснащаются одноярусными кроватями при наличии возможности. Инвалиды размещаются на нижнем ярусе кровати.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав истца необорудованием для него спального места одноярусной кроватью с пространством не менее 5 кв.м.
Разрешая требования истца, связанные с незаконным изъятием карт памяти для технического средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из следующего.
Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от 11 февраля 2021 г. по административному делу N 2а-311/2021 признаны незаконными действия сотрудников ФКУ ИК-9 по обеспечению Макарова А.Г. техническими средствами реабилитации инвалида, а именно специальным устройством для чтения "говорящих книг" на флеш-картах. Суд обязал ФКУ ИК-9 обеспечить осужденного указанным специальным устройством и предоставить возможность проведения мероприятий по реабилитации инвалида в части использования указанного устройства.
Решением этого же суда от 22 июня 2022 г. по делу N 2а-4420/2022 было установлено, что в целях исполнения решения суда от 11 февраля 2021 г. по административному делу N 2а-311/2021 ФКУ ИК-9 был приобретен тифлофлешплеер портативный Smart Bee и 18 мая 2022 г. передан истцу по акту приема-передачи.
Пунктами 468, 469 Правил ИУ предусмотрено, что администрация ИУ обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Осужденные к лишению свободы, являющиеся инвалидами, могут иметь при себе технические средства реабилитации, в том числе при водворении в ДИЗО, ШИЗО, переводе в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, безопасное место. Вес технических средств реабилитации не входит в общий вес вещей, предметов и продуктов питания, которые могут иметь при себе осужденные к лишению свободы.
В соответствии с п. 16 Приложения N 3 к Правилам ИУ фотоаппараты, кинокамеры, кино- и фотоматериалы, химикаты, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу электронные носители и накопители информации отнесены к Перечню вещей и предметов, которые осужденным к лишению свободы запрещается иметь при себе.
В п. 12 Перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (Приложение N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, действовавших в момент возникновения спорных отношений) указаны электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты, электронные носители информации и другая компьютерная и оргтехника.
В настоящее время аналогичное ограничение содержится в п. 16 Приложения N 3 Правил ИУ.
Понятие "электронный носитель" дано в Межгосударственном стандарте ГОСТ 2.051-2013, введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1628-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.: материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники (п. 3.1.9).
Под средствами вычислительной техники понимается совокупность программных и технических элементов систем обработки данных, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем (ГОСТ Р 50739-95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1995 г. N 49).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав Макарова А.Г. по использованию технического средства реабилитации, поскольку карта памяти, являющаяся электронным носителем и накопителем информации, отнесена к перечню вещей и предметов, которые осужденным к лишению свободы запрещается иметь при себе.
Вместе с тем спорное средство реабилитации для чтения книг может использоваться без обязательного нахождения в нем носителя информации путем воспроизведения информации из встроенной памяти устройства, что истец не отрицает. Возможность копирования с указанных карт памяти на устройство необходимых файлов истцу предоставляется. Доказательства установления регламента использования устройства для чтения книг ответчиком и ограничения прав Макарова А.Г. в деле отсутствуют.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта нарушения права истца на свободу вероисповедания.
Статья 14 УИК РФ гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания (ч. 1). Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями (ч. 4). Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание (ч. 7).
В соответствии с п. 258 Правил ИУ в целях реализации права осужденного к лишению свободы на свободу вероисповедания в ИУ осужденным разрешается совершение религиозных обрядов и церемоний в местах, определяемых администрацией ИУ, пользование религиозной литературой и предметами религиозного культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колющережущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов и изделий, представляющих культурную и историческую ценность.
Обстоятельства ограничения права истца посещать имеющийся на территории ФКУ ИК-9 Храм Русской Православной Церкви не нашли своего подтверждения. Ответчиком предоставлена видеозапись посещения Макаровым А.Г. вышеуказанного храма 29 марта 2023 г, справка начальника оперативного отдела ФКУ ИК-9 ФИО15, согласно которой решений по введению запрета на посещение Макаровым А.Г. храма, расположенного на территории учреждения, не принималось (т. 2 л.д. 21), справка заместителя начальника учреждения капитана внутренней службы ФИО16 о посещении осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-9, храма, расположенного на территории в соответствии с утвержденным начальником графиком (т. 2 л.д. 22).
Отсутствие видеозаписи от 19 февраля 2023 г. обусловлено установленным пп. 8 п. 23 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" 30-дневным сроком хранения, что при оценке в совокупности с иными предоставленными доказательствами само по себе не может являться подтверждением нарушения прав истца (т. 2 л.д. 26).
В отношении доводов административного истца, касающихся несоблюдения ФКУ ИК-9 необходимой ему как онкологическому больному нормы питания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исходя из медицинской справки ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в период с 17 мая 2018 г. по 24 июня 2018 г. Макаров А.Г. проходил плановое стационарное лечение в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, где был диагностирован "данные изъяты". С момента установления диагноза истец был поставлен на дополнительное питание согласно Приложению 5 примечание 2 п. "в" к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 г. N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". С 6 июля 2020 г. по 9 июля 2020 г. Макаров А.Г. находился на лечении в "данные изъяты" отделении ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова", где по результатам медицинских исследований от 7 июля 2020 г. у него диагностировано "данные изъяты", (т. 2 л.д. 20, 130-132).
Согласно п. "б" примечания 1 Приложения N 5 к названному приказу по данной норме обеспечиваются: больные, находящиеся на амбулаторном лечении по поводу "данные изъяты".
При этом согласно примечанию 2 Приложения N 5 дополнительно к данной норме выдается на одного человека в сутки: больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу злокачественных новообразований: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50 г; макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; молока питьевого - 250 мл; сока - 100 мл; масла коровьего - 20 г; творога - 50 г (п. "а"); больным сахарным диабетом: муки пшеничной 2 сорта - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; масла растительного - 5 г; масла коровьего - 10 г; сахара - 10 г; чая натурального - 1 г; томатной пасты - 2 г; овощей - 100 г, в том числе капусты - 50 г, свеклы - 15 г, моркови - 15 г, лука репчатого - 10 г, огурцов, помидоров, кабачков, кореньев, зелени - 10 г; фруктов сушеных - 5 г; сока - 100 мл; творога - 50 г. с уменьшением нормы питания для больных сахарным диабетом на одного человека в сутки: соль поваренная пищевая - на 4 г, картофель - на 100 г (п. "в").
Исходя из анализа приведенных положений набор дополнительных продуктов, подлежащих к выдаче лицам, имеющим "данные изъяты", не содержит существенных различий по сравнению с теми, которые выдаются лицам, страдающим "данные изъяты", в силу чего суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели нарушения прав Макарова А.Г. со стороны ответчиков по настоящему делу.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что прав истца при организации предоставления услуг по продаже продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости соблюдены.
Согласно п. 81 Правил ИУ для продажи осужденным к лишению свободы продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости в ИУ организуется работа магазинов (интернет-магазинов) (по ежедневному графику, за исключением выходных и праздничных дней). Осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в ИУ, по безналичному расчету во время, отведенное их распорядком дня с учетом очередности (по отрядам и бригадам).
Торговую деятельность через магазин, расположенный на территории ФКУ ИК-9, осуществляет ФГУП "Архангельское" ФСИН России, закупочные цены определяются по итогам конкурентных процедур, торговая наценка на товары установлена в пределах 30 %, осуществляется контроль ценообразования.
Доводы истца об отсутствии в продаже в магазине молочных продуктов, овощей, фруктов, напитков и иных диетических продуктов, завышению цен на данные товары при их наличии опровергаются представленными в материалах дела ФГУП "Архангельское" ФСИН России прайс-листов за период с января 2022 г. по апрель 2023 г. Более того, необходимо принимать во внимание вызванные объективными условиями соблюдения режима ФКУ ИК-9 обстоятельства доставки и хранения продуктов в магазине на территории ИУ, которые влияют на ассортимент товара, а также исключают продажу скоропортящихся товаров (т. 3 л.д. 1-86).
Не нашли своего подтверждения и доводы истца в части нарушения его прав в связи с отсутствием организации приватного места для осуществления переписки и телефонных звонков.
Согласно чч. 1 и 4 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Подпунктом 6.14 п. 6 Правил ИУ установлено право осужденных получать и отправлять за счет собственных средств письма (в том числе в электронном виде при наличии технической возможности), почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества, а п. 395 Правил ИУ в распорядок дня осужденных к лишению свободы в ИУ включено личное время. В соответствии с п. 14.3.7 и Перечнем оборудования отдельных объектов и помещений зданий ИУ, ЛИУ, ЛПУ (Приложение А) СП 308.1325800.2017 спальные помещения (спальные комнаты) общежитий с обычными, облегченными, строгими условиями отбывания наказания осужденных оборудуются письменным столом. Из представленных фотоматериалов усматривается, что спальное помещение и комната воспитательной работы такими столами оборудованы (т. 2 л.д. 38, 39, 48).
В соответствии с чч. 1 и 5 ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение. Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений.
Согласно п. 243 Правил ИУ реализация права осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры осуществляется в местах, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых телефонных разговоров. Время и место проведения телефонного разговора определяется администрацией ИУ.
Особенностей правового регулирования вопросов переписки и телефонных звонков в связи с наличием инвалидности не имеется.
Изложенное не позволяет прийти к выводу об обоснованности заявленных требований, сводящихся к необходимости обеспечения истцу приватного места для осуществления переписки и телефонных переговоров.
Согласно п. 475 Правил осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами I и II групп, при наличии медицинских показаний обеспечивается возможность ежедневной помывки. Смена постельных принадлежностей (простыни, наволочка, полотенца) осуществляется еженедельно после помывки.
Учитывая, что медицинских показаний к осуществлению ежедневной помывки Макарова А.Г. с учетом имеющихся у него заболеваний исходя из представленных в материалы дела медицинских документов не установлено, требование о предоставлении ежедневной помывки необоснованно и не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает нарушения прав Макарова А.Г. его совместным содержанием с заключенными ФИО13 и ФИО14, поскольку указание на наличие заболеваний у данных осужденных не подтверждено объективными доказательствами. Требование о раздельном содержании с осужденным ФИО13 основано на личных неприязненных отношениях, с осужденным ФИО14 - на предположениях относительно состояния его здоровья.
Как следует из ответа Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 13 марта 2023 г. N73ж-2020/0н 103-23 (т. 1 л.д. 198) фактов угрозы жизни и здоровью осужденных в ИУ вследствие какого-либо инфекционного заболевания не установлено. Письменными пояснениями ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 28 марта 2023 г (т. 1 л.д. 196) подтверждается, что за последние 10 лет в ФКУ ИК-9 не регистрировалось случаев массового заражения социально значимыми инфекционными заболеваниями.
Обстоятельства организации в ФКУ ИК-9 "санитарных" обходов, изъятия личных вещей истца и установления запрета на использование кухонных полотенец не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства (т. 1 л.д. 232).
По той же причине судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика исключить пребывание в отряде лиц, не указанных в ч. 6 ст. 99 УИК РФ и не относящихся к льготным категориям осужденных, признании незаконными действий по принуждению проводить реабилитацию в бытовом помещении отряда, по выделению из числа осужденных привилегированной группы, наделения этой группы административно-распорядительными, надзорными и иными правами, требований о незаконности организации провокаций со стороны администрации исправительного учреждения, а также иных требований производного характера.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что в материалах дела отсутствуют достаточные оказательства нарушения приведенных выше прав истца при обеспечении ему условий содержания в ИУ с учетом наличия у него инвалидности, либо непринятия ИУ мер, компенсирующих возникающие у истца затруднения при отбывании им наказания в рассматриваемом аспекте.
В части объявления 19 января 2023 г. Макарову А.Г. устного выговора, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о законности действий администрации ИУ.
Статьей 11 УИК РФ предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); осужденные обязаны вежливо относиться к другим осужденным (ч. 4); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
В силу п. 12.32 Правил ИУ осужденным запрещается при общении с другими лицами использовать нецензурную брань, а также жаргонные слова и выражения, применяемые в криминальной среде, допускать в отношениях с другими людьми унижающие их честь и достоинство поведение и обращение, присваивать и использовать в речи клички, заменяющие имена людей.
В силу ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может наряду с иными применяться такая мера взыскания как выговор.
Порядок применения мер взысканий к осужденным к лишению свободы установлен ст. 117 УИК РФ, в соответствии с положениями которой при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий (ч. 1).
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (ч. 2 ст. 117 УИК РФ).
12 января 2023 г. в период времени с 06.45 час. до 06.55 час. в комнате приема пищи истец обратился к осужденному ФИО12 с использованием в своей речи слов, унижающих его честь и человеческое достоинство. Указанные обстоятельства подтверждаются согласующимися друг с другом рапортами от 12 января 2023 г. капитана внутренней службы ФИО18, сержанта внутренней службы ФИО19, объяснением дневального осужденного ФИО20, объяснением осужденных ФИО12, ФИО21, ФИО22 (т. 1 л.д. 81-87).
12 января 2023 г. от Макарова А.Г. было получено объяснение, в котором он свою вину не признал, указав, что в ответ на обращение к нему на "ты" на непристойную тему выражений, унижающих честь и человеческое достоинство ФИО12, в ходе беседы с ним не употреблял, ограничившись словами "ничтожество" и доводом о том, что "даже животные ведут себя лучше и моются" (т.1 л.д. 83).
19 января 2019 г. за нарушение установленного порядка отбывания наказания на истца наложено взыскание в виде устного выговора, с которым Макаров А.Г. ознакомлен в тот же день.
Принимая во внимание, что порядок наложения взыскания соблюден, а примененная к Макарову А.Г. мера является наименее строгой, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о ее соответствии тяжести и характеру совершенного нарушения.
Производное от указанного требование в части нарушения прав Макарова А.Г. ввиду длительности ожидания на улице около дежурной части после произошедшей конфликтной ситуации также не подлежит удовлетворению, ввиду отсутствия доказательств обстоятельств, на которые ссылается истец, а также с учетом того, что необходимость сопровождения в дежурную часть была вызвана внезапными противоправными действиями самого истца и не носила планового характера.
Доказательств объявления истцу устного выговора 17 февраля 2023 г. в связи с употреблением жаргонных слов в деле не имеется, в связи с чем судебная коллегия в данной части заявленных требований оснований для их удовлетворения не усматривает.
Доводы Макарова А.Г. о том, что 10 января 2022 г. в период с 15.30 час до 18.30 час. он по завершении судебного заседания незаконно долго удерживался в помещении для видеоконференц-связи без воды и возможности воспользоваться туалетом, опровергаются объяснениями младшего инспектора режима и надзора прапорщика ФИО23, капитана внутренней службы ФИО24, согласно которым 10 января 2023 г. по окончании разбирательства дела из специально оборудованного помещения истец был выведен около 16.00 час. (т. 2 л.д. 17, 18).
Судебная коллегия соглашается также с позицией суда первой инстанции о том, что время содержания Макарова А.Г. в помещении, предназначенном для проведения видеоконференц-связи, не превысило разумных пределов.
В силу ч. 1 ст. 74 КАС РФ письменные и вещественные доказательства, которые невозможно или затруднительно доставить в суд, исследуются и осматриваются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте. Учитывая, что истцом не было указано на такого рода доказательства, а обстоятельства, на которые он ссылался, были исследованы путем анализа доказательств, представленных в материалы дела, судом первой инстанции было правомерно отклонено заявленное Макаровым А.Г. ходатайство об осмотре доказательств условий его содержания по месту нахождения.
Также обоснованно, с учетом представленных специализированной организацией в сфере санитарно-эпидемиологического надзора результатов проверки, судом отказано и в назначении по делу экспертизы.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Макарова в части признания незаконным запрета на хранение одноразовых бритв.
Согласно п.п. 42, 41 Правил ИУ осужденные к лишению свободы обеспечиваются, в том числе, одноразовыми бритвами для индивидуального использования, которые могут храниться в прикроватных тумбочках.
Из пояснений истца следует, что хранение одноразовых бритв в прикроватной тумбочке запрещено, бритвенные станки выдаются по требованию, что создает ему необоснованные препятствия в реализации права на поддержание личной гигиены.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем ФКУ ИК- 9, не представлено им и доказательств того, что модель используемых истцом бритв подпадает под ограничения, закрепленные п. 18 Приложения N 3 к Правилам ИУ.
В этой связи фактическое применение ответчиком в отношении истца п. 597 Правил ИУ, касающегося порядка пользования одноразовыми бритвами осужденными к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающими наказание в строгих условиях, пожизненное лишение свободы или лишение свободы в тюрьме, неправомерно.
Постановляя решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из факта нарушения прав истца отсутствием в помещениях, в которых он содержался, горячего водоснабжения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала данный вывод правильным, поскольку он соответствует ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания", п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, закрепляющим основы организации и финансирования уголовноисполнительной системы, Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 130-ДСП, и пп. 19.2.1 и 19.2.5 СП 308.1325800.2017, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены и ранее действовавшей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Наличие горячего водоснабжения в помещениях исправительного учреждения непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для лишенных свободы лиц и охраны их здоровья с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для их здоровья.
Согласно положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47, обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Административными ответчиками не представлено доказательств надлежащего обеспечения административного истца горячей водой для принятия гигиенических процедур в спорный период содержания в исправительном учреждении.
Поскольку обеспечение помещений для таких лиц горячим водоснабжением в рассматриваемый период являлось обязательным, постольку неисполнение учреждением требований закона влечет нарушение прав лишенных свободы лиц на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности, в этой связи, оснований полагать, ошибочными выводы суда о наличии у административного истца права на соответствующую компенсацию в соответствии с требованиями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
То обстоятельство, что в исправительном учреждении функционировал банно-прачечный комплекс для помывки содержащихся лиц и стирки их вещей не свидетельствует о создании надлежащих условий по обеспечению горячей водой административного истца в периоды его повседневного нахождения в помещениях отряда.
Судебной коллегией отклоняются доводы ответчиков о том, что здание исправительного учреждения было построено до введения в действие нормативно-правового регулирования, обязывающего обеспечивать наличие горячего водоснабжения, поскольку такой подход фактически ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия указанных положений, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 г.
Доводы ФКУ ИК-9 о том, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено недостаточностью финансирования и конструктивными особенностями организации системы подогрева и подачи воды в учреждении не свидетельствуют о возможности умаления предусмотренных на основании вышеизложенных правовых норм соответствующих прав Макарова А.Г, в связи с чем являются несостоятельными.
В целях восстановления нарушенных прав истца суд апелляционной инстанции изменил решение суда и возложил на ФКУ ИК-9 обязанность не препятствовать Макарову А.Г. хранить одноразовые бритвы в прикроватной тумбочке.
Исходя из увеличения объема удовлетворенных требований истца, касающихся условий его содержания, периода нарушения его прав и их существенности, состояния здоровья Макарова А.Г. размер присужденной компенсации был увеличен до 16 000 руб.
Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении. Такими обстоятельствами могут являться длительность содержания лица в ненадлежащих условиях, неоднократность нарушения его прав, состояние здоровья, а также иные сведения, имеющие правовое значение для решения вопроса о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Оснований не согласиться с решением суда апелляционной инстанции в указанной части у судебной коллегии не имеется, поскольку характер и длительность нарушения, а также значимость последствий для административного истца учтены судом при определении размера компенсации. Размер компенсации отвечает принципам разумности и справедливости.
Кассационные жалобы не содержат доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2023 года по административному делу N 2а-2417/2023 по административному исковому заявлению Макарова А.Г. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Головачу А.В, заместителю начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Шангину В.В. об оспаривании действий и взыскании компенсации за нарушение условий содержания оставить без изменения, кассационные жалобы Макарова А.Г, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.