Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 19 сентября 2023 года (N 2а-1330/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 года по административному исковому заявлению Тарабарина Е.В. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тарабарин Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2004, 2009, 2013 и 2015 годах содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области. Полагал, что в указанные периоды нарушались условия его содержания под стражей, поскольку отсутствовало горячее водоснабжение в камерах. Административный истец просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 50000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России.
Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 19 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 года, административное исковое заявление Тарабарина Е.В. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Тарабарина Е.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 19 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2024 года, ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, в периоды с 28 января 2004 года по 20 февраля 2004 года, с 27 сентября 2009 года по 24 ноября 2009 года, с 12 августа 2013 года по 27 сентября 2013 года и с 24 марта 2015 года по 5 сентября 2015 года Тарабарин Е.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области.
Установив, что в период содержания Тарабарина Е.В. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области с 24 марта по 5 сентября 2015 года допускались нарушения условий содержания, в частности, отсутствие горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 5000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения его прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 245/пр и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Тарабарина Е.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 5000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 19 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Апатитского городского суда Мурманской области от 19 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 6 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.