Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 ноября 2023 года по административному делу N 2а-2048/2023 по административному исковому заявлению Ананьина В.Н. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - Буториной О.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ананьин В.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области от 16 марта 2023 года N 7, возложении обязанности устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов. В обоснование заявленных требований указал, что до 7 декабря 2012 года проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора службы взвода в составе 3 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску. На основании заявления от 9 октября 2012 года его семья поставлена на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Оспариваемым решением был снят с учета в целях получения указанной выплаты на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223. Данное решение полагает не соответствующим закону и нарушающим его права. До настоящего времени они с сыном ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Распоряжением заместителя главы муниципального образования "Город Архангельск" от 27 февраля 2019 года N 533 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, иное жилое помещение взамен непригодного для проживания не предоставлено. В связи с аварийным состоянием дома его семья фактически проживает по адресу: "адрес". Полагал, изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для снятия его с учета.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 ноября 2023 года, административный иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - также Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1, части 1, пунктам 1-2 и 5 части 2 и части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, стаж службы которого в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее по тексту - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров, либо проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие вышеуказанного федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет. ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - также Правила).
В силу подпунктов "б"-"г", "е" пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247- ФЗ.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 19 Правил), либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что Ананьин В.Н. проходил службу в органах внутренних дел до 7 декабря 2012 года, имеет выслугу лет 15 лет 9 месяцев 17 дней, является получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
23 января 2013 года ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления от 9 октября 2012 года. В связи с вступлением в брак и рождением детей в учетное дело административного истца внесены следующие сведения о составе его семьи: супруга ФИО3 (не сотрудник), сын ФИО9, N, проходящий обучение но очной форме в образовательном учреждении высшего профессионального образования, несовершеннолетние дети ФИО11, N. ФИО10. N.
На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от 16 марта 2023 года N 7, утвержденного распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области от 16 марта 2023 года N 38-р, Ананьин В.Н. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 19 Правил в связи с утратой оснований получения единовременной социальной выплаты.
Полагая данное решение незаконным, Ананьин В.Н. обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в рассматриваемом случае преследуемая законодателем цель предоставления единовременной социальной выплаты - улучшение жилищных условий бывшего сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи - не достигнута, в связи с чем у жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области отсутствовали основания для снятия административного истца и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты на основании подпункта "б" пункта 19 Правил.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда согласилась с таким выводом, так как он мотивирован, основан на положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая оценка.
Как следует из представленных материалов, Ананьин В.Н. с 28 июня 2002 года и его старший совершеннолетний сын ФИО9 с 23 января 2007 года зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес". Это жилое помещение общей площадью 116 кв.м представляет собой коммунальную квартиру, состоящую из шести комнат, две из которых общей площадью 40, 4 кв.м, в том числе жилой - 28 кв.м. Ананьин В.Н. занимал на основании договора социального найма от 16 марта 2010 года N 045786. В этом жилом помещении также зарегистрирован брат административного истца ФИО6 Еще одна комната данной коммунальной квартиры площадью 17, 85 кв.м принадлежала Ананьину В.Н. на праве собственности основании договора купли-продажи от 22 октября 2009 года.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования "Город Архангельск" от 27 февраля 2019 года. N многоквартирный жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Иного благоустроенного жилого помещения Ананьину В.Н. в порядке, предусмотренном статьями 85, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предоставлялось.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО1 о взыскании денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения общей площадью 17, 85 кв.м в указанном многоквартирном жилом доме дне временно судом указано на то, что перечисление администрацией муниципального образования " "адрес"" выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение прекращает право собственности ФИО1 на указанное имущество. Это судебное постановление исполнено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о прекращении права собственности ФИО1 на указанную комнату.
Супруга административного истца ФИО3 в период с 31 августа 2007 года по 13 мая 2022 года, а также его несовершеннолетний сын ФИО11 с 19 марта 2010 года по 13 мая 2022 года были зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес". Это жилое помещение принадлежало отцу административного истца ФИО7 и было полностью утрачено в результате пожара 18 сентября 2020 года.
С 13 мая 2022 года ФИО3 с двумя несовершеннолетними детьми за-регистрированы по месту жительства в приобретенной 19 декабря 2018 года за счет заемных средств на имя супруги административного истца квартире общей площадью 48, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Фактически семья административного истца из пяти человек проживает по указанному адресу; при этом на каждого члена семьи приходится 9, 64 кв.м общей площади.
Принимая оспариваемое решение о снятии административного истца и членов его семьи с учета в целях получения единовременной социальной выплаты, жилищная комиссия исходила из того, что основания постановки Ананьина В.Н. на такой учет, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. отпали, так как он выехал из комнат в коммунальной квартире, которые занимал по договору социального найма, а также на праве собственности, в иное отдельное благоустроенное жилое помещение, приобретенное на имя его супруги по возмездной сделке в период брака.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии данного решения положениям подпункта "б" пункта 19 Правил.
В связи с установлением того факта, что Ананьин В.Н. и члены его семьи более не отвечают критерию нуждаемости в жилье, установленному пунктом 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. в связи с переездом из коммунальной квартиры в иное благоустроенное жилое помещение, жилищно-бытовой комиссии надлежало проверить, является ли административный истец нуждающимся в жилом помещении по иным основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, поскольку конечная цель, которую преследует законодатель, предусматривая данную меру социальной поддержки такой категории лиц как сотрудники правоохранительных органов, предполагает утрату права на предоставление такой меры в случае, если его жилищные условия изменились настолько, что он уже более не имеет никаких иных оснований претендовать на обеспечение жильем за счет государства.
Таких оснований по данному делу не усматривается.
Указывая на то, что члены семьи Ананьиных обеспечены жилым помещением общей площадью на одного члена семьи свыше 15 кв.м, жилищно-бытовая комиссия помимо общей площади квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (48, 2 кв.м), учла также общую площадь трех жилых комнат коммунальной "адрес". расположенной в признанным аварийным и подлежащим сносу жилом "адрес" (40, 4 и 17.85 кв м.)
Вместе с тем, принимая такое решение, жилищно-бытовая комиссия не приняла во внимание положения абзаца 5 пункта 29 Правил, пунктов 3 и 5 части 2 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ из которых следует, что площадь жилых помещений коммунальной квартиры, как и жилых помещений, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, не подлежат учету для решения вопроса о праве на получение единовременной социальной выплаты.
Необходимо также учитывать, что получение административным истцом выкупной стоимости принадлежащей ему комнаты в коммунальной квартире, расположенной в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном аварийном доме, являлось следствием не его волеизъявления, а реализации положений, в том числе, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из которых сохранение признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома как объекта недвижимости представляете я недопустимым, в связи с чем неисполнение обязанности по его сносу собственниками помещений данного дома влечет возникновение соответствующей обязанности у соответствующего органа местного самоуправления, для чего все жилые помещения дома, а также земельный участок, на котором он расположен, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводстве Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска, в связи с чем обоснованно возложил на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области обязанность восстановить нарушенные права административного истца.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 ноября 2023 года по административному делу N 2а-2048/2023 по административному исковому заявлению Ананьина В.Н. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 01 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.