Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 октября 2023 года по административному делу N 2а - 1721/2023 по административному исковому заявлению Лобкова Н. С. к ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России и УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушения условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобков Н.С. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации в размере 200 000 рублей за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (п. Лыа-Ель) с 27 декабря 2017 года по январь 2018 года, выразившиеся в отсутствии в камерах горячего водоснабжения, нарушении площади прогулочных двориков и их необорудовании спортивным инвентарем, а также ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с января по апрель 2018 года, когда в общежитиях отрядов отсутствовало горячее водоснабжение, не хватало унитазов и умывальников, помывка в душе предоставлялась 1 раз в неделю.
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 октября 2023 года, взыскана с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Лобкова Н.С. денежная компенсация за нарушение условий содержания в размере 3000 рублей. В остальной части административных исковых требований Лобкова Н.С. к ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушения условий содержания в удовлетворении отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 декабря 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных актов и вынесении решения об отказе в удовлетворении требований либо снижении суммы взысканной компенсации, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно статье 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу статьи 17.1 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый наделены правом обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно - гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Лобков Н.С. в заявленный в иске период содержался с 27 декабря 2017 года по 06 февраля 2018 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, откуда убыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, где содержался с 06 февраля по 26 апреля 2018 года.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных нарушений условий содержания Лобкова Н.С. в следственном изоляторе и исправительной колонии, в связи с чем пришел к выводу о присуждении компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушением прав и законных интересов административного истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых и санитарно - гигиенических в заявленный период судом первой инстанции признано отсутствие горячего водоснабжения.
Иных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, на которые ссылался административный истец в своем административном исковом заявлении в обоснование требований о взыскании соответствующей компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Определяя сумму компенсации в размере 3 000 рублей, суд принял во внимание значимость и характер допущенных нарушений, а равно объем нарушенного и подлежащего восстановлению права Лобкова Н.С, требования разумности и справедливости.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что обеспечение помещений СИЗО и ИК горячим водоснабжением, являлось и является обязательным, ввиду чего неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности и является основанием для присуждения денежной компенсации, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 октября 2023 года по административному делу N 2а - 1721/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.