Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Добрынина А.Н, Ковтуненко О.В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1254/2023 по административному исковому заявлению Добрынина А.Н, Ковтуненко О.В. к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании размещения объекта некапитального строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Добрынина А.Н. - Борода А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга - Тхоривского В.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добрынин А.Н. и Ковтуненко О.В. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным отказ в согласовании размещения объекта некапитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" (кадастровый N), а также обязать административного ответчика согласовать размещение объекта некапитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" (кадастровый N). В обоснование заявленных требований Добрынин А.Н. и Ковтуненко О.В. указали, что они являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, на основании договора купли- продажи земельного участка, при этом, право собственности Добрынина А.Н. зарегистрировано 31 июля 2018 года, а право собственности Ковтуненко О.В. зарегистрировано 28 июня 2012 года. Как указали административные истцы, первоначально земельный участок был предоставлен ФИО8 на основании распоряжения от 2 декабря 1993 года N352/9 для строительства индивидуального жилого дома. Административные истцы указали, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов), при этом, он расположен в зоне ТР2 - зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры, при этом, в границах земельного участка зеленые насаждения общего пользования как городского, так и местного значения, отсутствуют. Также земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия - Сад Красносельского театра.
Как указали административные истцы, они обратились в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании размещения на земельном участке некапитального строения. В ответном письме NОБ- 15062/22-01 от 7 сентября 2022 года административный ответчик отказал в согласовании размещения некапитального объекта, сославшись на то, что размещение некапитального объекта не относится к работам по сохранению памятника, окажет неблагоприятное воздействие на него, приведет к искажению визуального восприятия памятника, не направлено на обеспечение его функционирования в качестве городского сада для тихого отдыха. Административные истцы повторно направили заявление в адрес административного ответчика, однако, в письме NОБ-47-15062/22-2-1 от 20 октября 2022 года административный ответчик указал, что установка некапитального строения окажет неблагоприятное воздействие на сад, в том числе на состояние зеленых насаждений, включая угрозу их утраты в связи с необходимостью прокладки инженерных сетей и проведением открытых земляных работ, а также приведет к изменению сложившейся объемно-пространственной композиции сада и его облика. Административный истцы отметили, что размещение на земельном участке некапитального строения не противоречит действующему законодательству в области охраны памятников, в связи с чем, отказ административного ответчика в согласовании размещения некапитального строения является незаконным.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 сентября 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные истцы подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Добрынину А.Н. и Ковтуненко О.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: N
Данный земельный участок расположен в зоне ТР2 - зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего пользования и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия - Сад бывшего Красносельского театра.
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга N175-рп от 15 марта 2023 года был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Сад бывшего Красносельского театра".
19 августа 2022 года Добрынин А.Н. обратился в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании размещения на земельном участке некапитального строения.
На данное обращение 7 сентября 2022 года дан письменный ответ с разъяснениями об ограничениях, установленных при использовании земельного участка и невозможности размещения модульного дома, относящегося к некапитальным объектам.
21 сентября 2022 года Добрынин А.Н. повторно обратился в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании размещения на земельном участке некапитального строения.
20 октября 2022 года административным ответчиком дан ответ, в котором сообщено, что установка некапитального строения приведет к изменению сложившейся объемно-пространственной композиции сада и его облика.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что в настоящее время с учетом утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Сад бывшего Красносельского театра", включающего в себя объемно-пространственное и планировочное решение территории сада (частично утрачено), расположенного на двух террасах с понижением рельефа с запада на восток, верхней и нижней пейзажной планировкой, основные сохранившиеся элементы планировки, включая сложную историческую гидросистему с ручьями и прудом, соотношение открытых и закрытых пространств, пришел к выводу, что с учетом установленных ограничений на земельном участке, принадлежащем административным истцам, не допускается размещение модульного дома, относящегося к некапитальным объектам.
В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-03 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года Ы73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Исходя из положений статей 6, 33-39 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Так, в частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, которые расположены на территории Санкт-Петербурга регулируются положениями Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 года N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге".
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 года N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге" к компетенции Правительства Санкт-Петербурга относится, в частности, согласование установки (размещения) на объектах (выявленных объектах) культурного наследия, а также на их территориях носителей информации, а также совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов (выявленных объектов) культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия
Компетенция и полномочия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга определены Правительством Санкт-Петербурга в Положении о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, утвержденном Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N651 "О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры". Согласно которого Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры является исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, осуществляющим проведение государственной политики Санкт- Петербурга в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия), а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьями 3.1, 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.
Статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории в границах объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, использование которых не в соответствии с их целевым назначением запрещено. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-03 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах территории объекта культурного наследия:
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
На основании подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-03 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия его собственники обязаны:
1) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
2) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
В рассматриваемом случае, как обоснованно отражено
административным ответчиком, возведение некапитального строения приведет к увеличению объемно-пространственных характеристик существующих на земельном участке, что недопустимо в силу действующего законодательства.
Одновременно, как верно отразил суд первой инстанции, обращения административных истцов были рассмотрены, на них даны письменные мотивированные ответы, в которых административным истцам подробно разъяснены причины невозможности возведения некапитального строения.
Поскольку земельный участок, принадлежащий истцам, полностью расположен на территории объекта культурного наследия, деятельность не связанная с сохранением объекта культурного наследия на нём запрещена. Режим охраны объекта культурного наследия установлен законом. В связи с чем доводы кассационной жалобы об отсутствии охранного обязательства собственников земельного участка правового значения не имеют и не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1254/2023 по административному исковому заявлению Добрынина А.Н, Ковтуненко О.В. к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании размещения объекта некапитального строительства на земельном участке оставить без изменения, кассационную жалобу Добрынина А.Н, Ковтуненко О.В. - без удовлетворения.
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.