Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дроботуна Г. А. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 октября 2023 года по административному делу N 2а - 3693/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Дроботуну Г. А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обратилось в суд с административным иском к Дроботуну Г.А. о взыскании с него задолженности по земельному налогу за 2020 г. в размере 13 005 руб. 96 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик являлся плательщиком земельного налога. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговом требовании, направленном в адрес налогоплательщика, налоговый орган обратился в суд.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 октября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
На судебные акты административным ответчиком подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об их отмене, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. Указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2020 г. Дроботун Г.А. владел следующими земельными участками:
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 26.02.2020), площадь 424 кв.м, кадастровая стоимость - 2 002 057, 57 руб, налог - 1 343 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 526 кв.м, кадастровая стоимость - 2 483 684, 63 руб, налог - 1 667 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 482 кв.м, кадастровая стоимость - 2 275 923, 94 руб, налог - 1 527 руб.;
с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 569 кв.м, кадастровая стоимость - 2 686 723, 49 руб, налог - 1 803 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 589 кв.м, кадастровая стоимость - 2 781 160, 17 руб, налог - 1 866 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 443 кв.м, кадастровая стоимость - 2 091 772, 42 руб, налог - 1 404 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 479 кв.м, кадастровая стоимость - 2 261 758, 44 руб, налог - 1518 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 455 кв.м, кадастровая стоимость - 2 148 434, 42 руб, налог - 1 442 руб.;
с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 561 кв.м, кадастровая стоимость - 2 648 948, 82 руб, налог - 1 777 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 90 кв.м, кадастровая стоимость - 424 965, 05 руб, налог - 285 руб.;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 597 кв.м, кадастровая стоимость - 2 818 934, 84 руб, налог - не начислялся;
- с кадастровым номером N (период с 03.10.2017 по 25.02.2020), площадь 578 кв.м, кадастровая стоимость - 2 729 219, 99 руб, налог - 1 831 руб.
Из материалов дела следует и не опровергается административным ответчиком тот факт, что при расчете земельного налога за 2020 г. административному ответчику был предоставлен налоговый вычет в размере уменьшения величины кадастровой стоимости 600 квадратных метров от общей площади земельного участка по земельному участку с кадастровым номером N, чья площадь (597 кв.м), кадастровая стоимость (2 818 934, 84 руб.) и, следовательно, сумма налога по нему являются максимальными по отношению к площадям и кадастровой стоимости других земельных участков, а также суммам налогов по ним.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, установленной обязанности административного ответчика по уплате земельного налога, соблюдения налоговым органом порядка и сроков для принудительного взыскания, отсутствия доказательств уплаты налогоплательщиком данной недоимки.
Кроме того, судом установлено, что Дроботун Г.А. не отнесен к числу лиц, для которых на территории Петрозаводского городского округа установлены льготы по уплате земельного налога
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 391 НК РФ определены категории налогоплательщиков, для которых на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков.
К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены ветераны и инвалиды боевых действий.
На основании пункта 6.1 статьи 391 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Подпунктом 2.4 пункта 2 решения Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 NXXV/XXI-196 "Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога" для прочих земельных участков установлена налоговая ставка в размере 1, 5 процента от кадастровой стоимости участка.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом 02.10.2021 направлялось налоговое уведомление от 01.09.2021 N 15757829 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2021 земельного налога на общую сумму 13 005 руб. 96 коп.
В связи с неисполнением налоговой обязанности по уплате указанного земельного налога административному ответчику 26.12.2021 было направлено требование N 77835 по состоянию на 15.12.2021, в котором было предложено в срок до 16.02.2022 добровольно уплатить задолженность по земельному налогу с учетом переплаты в общем размере 13 005 руб. 96 коп.
Срок исполнения требования N 77835 истекал 16.02.2022, срок подачи заявления в порядке приказного производства - 16.08.2022.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 20.04.2022, то есть в пределах установленного законом срока.
27.04.2022 мировым судьей судебного участка N 3 г. Петрозаводска Республики Карелия вынесен судебный приказ, который отменен 09.09.2022 в связи с поступлением от должника возражений.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что 09.03.2023 налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление в пределах установленного законом срока.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока на обращение в суд получили оценку в суде апелляционной инстанции и были правомерно отклонены как основанные на неправильном толковании норм процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 октября 2023 года по административному делу N 2а - 3693/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Дроботуна Г. А. - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 октября 2023 года, кассационное определение, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.