Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Касканделова Д.Г, Касканделовой А.С, Касканделовой А.Д. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года (N 2а-2611/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июля 2023 года по административному исковому заявлению Касканделова Д.Г, Касканделовой А.С, Касканделовой А.Д. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными распоряжений, решений, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Касканделов Д.Г, Касканделова А.С, Касканделова А.Д. обратились в суд с административным иском по тем основаниям, что им на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Минимущество, Министерство) утверждены схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории с целью заключения договоров аренды для ведения личного подсобного хозяйства при условии проведения работ по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет; перевода земельных участков из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Административными истцами была осуществлена процедура формирования земельных участков, постановка их на кадастровый учет, присвоены кадастровые номера: N, N, N, N, N, N, соответственно.
С целью устранения ранее допущенных нарушений требований законодательства распоряжениями Минимущества от 10 февраля 2023 года вышеуказанные распоряжения от 16 июня 2022 года, 7 июля 2022 года, 5 августа 2022 года, 27 мая 2022 года, 17 июня 2022 года, 27 июня 2022 года были отменены.
Решениями Минимущества, выраженными в письмах от 10 февраля 2023 года N N, по собственной инициативе административным ответчиком были повторно рассмотрены заявления административных истцов, в удовлетворении которых было отказано по мотиву расположения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N - в береговой полосе водного объекта, земельных участков с кадастровыми номерами N, N - частично на водном объекте, земельного участка с кадастровым номером N - на проезде (дороге), а также ограничения доступа к водному объекту (землям общего пользования).
Полагая, что принятые административным ответчиком распоряжения и решения нарушают их права и законные интересы, административные истцы просили суд признать незаконными распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 10 февраля 2023 года, а также решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, оформленные письмами от 10 февраля 2023 года.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июля 2023 года, заявленные требования Касканделовой А.С, Касканделовым Д.Г, Касканделовой А.Д. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 18 января 2024 года, Касканделова А.С, Касканделов Д.Г, Касканделова А.Д. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их не соответствующими закону и обстоятельствам дела, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что административные истцы обратились в Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с целью заключения договоров аренды для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжениями Минимущества были утверждены схемы расположения испрашиваемых административными истцами в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков на кадастровом плане территории и предварительно согласовано их предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства при условии проведения работ по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет; перевода земельных участков из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельных участков, а именно:
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N, площадью 2000 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р);
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N, площадью 1700 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р);
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N, площадью 2200 кв.м, местоположение: Российская Федерация, "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р);
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1826 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р);
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N, площадью 1497 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р);
-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N, площадью 3500 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования - "запас" (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - "Земли запаса" (отменено Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р).
На основании вышеуказанных распоряжений административными истцами была осуществлена процедура формирования земельных участков, в августе 2022 произведена постановка их на кадастровый учет, присвоены кадастровые номера: 10:20:0064703:335, N, N, N, N, N, соответственно.
30 августа 2022 года в адрес Минимущества административными истцами поданы ходатайства о переводе земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Распоряжениями от 10 февраля 2023 года N N с целью устранения ранее допущенных нарушений требований законодательства принятые распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков и о предварительном согласовании их предоставления от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, соответственно, были отменены.
Решениями Министерства, оформленными письмами от ДД.ММ.ГГГГ N N, по собственной инициативе административным ответчиком были повторно рассмотрены заявления административных истцов о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, и в предварительном согласовании предоставления земельных участков отказано.
Решением Министерства, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21, Касканделов Д.Г. был проинформирован об отмене распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, о подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Деревянское сельское поселение" Прионежского муниципального района Республики Карелия, находится в береговой полосе водного объекта, сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Минимущества, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21, Касканделов Д.Г. был проинформирован об отмене распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Шуйское сельское поселение" Прионежского муниципального района Республики Карелия находится в береговой полосе водного объекта (река Шуя), сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Министерства, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21, Касканделов Д.Г. был проинформирован об отмене распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Шуйское сельское поселение" Прионежского муниципального района Республики Карелия, находится в береговой полосе водного объекта (река Шуя), сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Министерства, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21, Касканделова А.С. была проинформирована об отмене распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Кончезерское сельское поселение" Кондопожского муниципального района Республики Карелия частично расположен на водном объекте (ручей), сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Министерства, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21 Касканделова А.Д. была проинформирована об отмене распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Мийнальское сельское поселение" Лахденпохского муниципального района Республики Карелия частично расположен на водном объекте, сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Министерства, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.4-21 Касканделова А.Д. была проинформирована об отмене распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N-м/20р, подготовке заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, отсутствии оснований для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок, согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Мийнальское сельское поселение" Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, частично расположен на проезде (дороге), а также возможно ограничение доступа к водному объекту (землям общего пользования), сославшись в решении на статью 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, отсутствует, оспариваемые решения вынесены уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки в надлежащей форме и закону не противоречат.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года N 446-П, от 26 сентября 2017 года N 326-П, Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, статей 7, 27, 39.6, 39.15, 11.10, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, и соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
Как следует из материалов дела, согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Деревянское сельское поселение" Прионежского муниципального района Республики Карелия, земельный участок с кадастровым номером N находится в береговой полосе водного объекта (река Уйка Онежского озера).
Из аналитического заключения следует, что расстояние от береговой полосы границы водного объекта 10:00-5.20 до испрашиваемого земельного участка составляет 6 метров.
Согласно представленной схеме расположения земельных участков N, N усматривается, что согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки "МО "Шуйское сельское поселение" Прионежского муниципального района Республики Карелия, они находятся в береговой полосе водного объекта (река Шуя).
Из аналитических заключений расстояние от береговой полосы границы водного объекта до испрашиваемого земельного участка N составляет 17 метров, земельного участка N - 9 метров.
Как усматривается из представленной схемы расположения земельного участка N, согласно аналитического заключения, карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Кончезерское сельское поселение" Кондопожского муниципального района Республики Карелия, он частично расположен на ручье, в береговой полосе водного объекта (озеро Петрозеро).
В рамках повторной аналитической работы с применением программного комплекса ГИС "ИнГЕО", согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки МО "Мийнальское сельское поселение" Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, Министерством установлено возможное ограничение доступа к водному объекту (землям общего пользования - мелиоративной канаве) в случае образования земельных участков с кадастровыми номерами N и N, поскольку в соответствии с представленными схемами земельные участки частично расположены на мелиоративной канаве.
Как следует из ответа Администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 12 апреля 2023 на запрос суда первой инстанции, на земельных участках с кадастровыми номерами N и N расположена мелиоративная канава, сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером N существующего или проектируемого проезда отсутствуют.
Из позиции Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 10 апреля 2023 года следует, что испрашиваемые земельные участки располагаются за границами земель лесного фонда, земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в береговой полосе.
Минимущество представило в суд апелляционной инстанции материалы проверки, проведенной на основании приказа ГКУ Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" от 12 декабря 2022 года N 426 "О создании рабочей группы". Согласно акту проверки от 15 марта 2023 года земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N расположены в береговой полосе; земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены на водном объекте, а земельный участок с кадастровым номером N расположен на проезде (дороге).
Учитывая положения действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание расположение земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N в береговой полосе, границы которой в нарушение статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации составляют менее 20 метров, а также расположение земельных участков с кадастровыми номерами N, N частично на водном объекте, а земельного участка с кадастровым номером N на проезде (дороге), что ограничивает доступ к землям общего пользования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком обоснованно отменены оспариваемые распоряжения в связи с несоответствием предложенных истцами схем положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июля 2023 года без изменения, кассационную жалобу Касканделовой А.С, Касканделова Д.Г, Касканделовой А.Д. - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.