Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поречного "данные изъяты" на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июня 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 25 октября 2023 года по административному делу N2а -433/23 по административному исковому заявлению Поречного "данные изъяты" к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о признании незаконными действий налогового органа по применению налоговой ставки 1.5% для исчисления земельного налога; установлении налоговой ставки для земельного участка в размере 0, 3%, перерасчете земельного налога за 2021 год.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Поречного К.М, его представителя адвоката "данные изъяты", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поречный К.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о признании незаконными действий административного ответчика по применению налоговой ставки в размере 1, 5% при начислении земельного налога на земельный участок с кадастровым N, общей площадью 13 698 100 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; установлении налоговой ставки для указанного земельного участка в соответствии с действующим налоговым законодательством в размере 0, 3%, обязании административного ответчика осуществить перерасчет земельного налога за 2021 год по ставке в размере 0, 3%.
В обоснование административного иска указал, что с 20 февраля 2018 года является собственником указанного земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок более 10 лет был выведен из сельхозоборота в связи с проведением процедуры банкротства совхоза им. Димитрова - прежнего собственника, закустаренность земельного участка в связи с его неиспользованием по более 80 %. На момент приобретения данного участка в собственность административному истцу не было известно о факте проверки, проведенной Администрацией Песоцкого сельского поселения на предмет использования данного участка по его назначению и применении налоговым органом при исчислении земельного налога в отношении данного участка повышенной налоговой ставки - 1, 5%. Получив налоговое требование об уплате земельного налога за данный земельный участок по ставке 1, 5%, он незамедлительно начал проводить работы по введению земельного участка в сельхозоборот: распашку, сенокошение, иные необходимые мероприятия, направленные на улучшение и защиту земель.
Полагает, что с учетом принятых им в 2018-2021 году мер земельный участок используется им исключительно для целей сельскохозяйственного производства, что подтверждается Актом осмотра территории от 23 октября 2019 года, составленным гос. инспектором Россельхознадзора, в связи с чем, применение налоговым органом при исчислении земельного налога за 2021 год ставки земельного налога в размере 1, 5% является незаконной.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июня 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 25 октября 2023 года, административный иск Поречного К.М. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2023 года, Поречный К.М. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Поречный К.М. с 20 февраля 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 13 698 100 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Размер исчисленного налоговым органом в отношении данного земельного участка налога за 2021 год составил 266 024 руб, определенный исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 29 313 934 руб. и примененной налоговым органом ставки в размере 1, 5%.
Применяя при расчете земельного налога ставку в размере 1, 5% налоговый орган исходил из полученной от Управления Россельхознадзора по Новгородской области информации относительно неиспользования административным истцом земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по его целевому назначению.
Направленное налоговым органом административному истцу через личный кабинет налоговое уведомление N от 1 сентября 2022 года о расчете налога на землю за 2021 год получено им 19 сентября 2022 года.
Не согласившись с начисленной суммой налога на землю за 2021 год Поречный К.Д. 14 декабря 2022 года обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
29 декабря 2022 года в ответ на обращение Поречного К.М. заместителем руководителя УФНС России по Новгородской области в адрес заявителя направлен ответ за N2.14-16/48522, в котором указано, что ставка по земельному налогу за 2021 год рассчитана налогоплательщику в соответствии с Решением Совета депутатов Песоцкого поселения N 109 от 1 февраля 2018 года и составляет для земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства - 1, 5%. Факт неиспользования земель по назначению установлен на основании сведений, предоставленных Россельхознадзором.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из непредставления Поречным К.М. надлежащих доказательств, подтверждающих использование им в 2021 году земельного участка для сельскохозяйственного производства, и отсутствием в связи с этим оснований для признания незаконными действий налогового органа по расчету ему земельного налога за 2021 год по налоговой ставке 1, 5 процента.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен этот налог.
Пунктом 4 статьи 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки для земельного налога не могут превышать 0, 3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1, 5% кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Из содержания данной правовой нормы следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0, 3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 марта 2015 года N306-КГ14-8182, поскольку налоговая ставка 0, 3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Поскольку предоставление налоговой льготы непосредственно связано с личностью налогоплательщика, то для применения при расчете земельного налога ставки в размере 0, 3%, использование земельного участка по целевому назначению должно осуществляться непосредственно самим налогоплательщиком, претендующим на получение указанной льготы.
Решением Совета депутатов Песоцкого сельского поселения от 1 февраля 2018 года N109, начиная с 1 января 2018 года, установлены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах: 0, 3 процента - в отношении земельных участков, относящихся к категории земли сельскохозяйственного назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1, 5 процента - в отношении земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, неиспользуемых для сельскохозяйственного производства, при наличии установленного факта их неиспользования в порядке, определенном законодательством (статья 2 Положения о земельном налоге).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий налогового органа по начислению Поречному К.М. земельного налога за 2021 год по ставке 1, 5%, применяемой в отношении прочих земельных участков, и отсутствии в связи с этим допущенных со стороны налогового органа нарушений имущественных прав административного истца, в связи с чем обоснованно в удовлетворении заявленных им требований отказал.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 25 октября 2023 года по административному делу N2а -433/23 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Поречного "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 25 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.