Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУ Исправительная колония N 8 Управления ФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года по административному делу N 2а-3125/2023 по административному иску Вострикова Александра Аркадьевича к ФКУ ИК-8 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Востриков А.А. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми) о присуждении компенсации за нарушение условий его содержания в исправительной колонии в размере 70000 рублей.
В обоснование административного иска Востриков А.А. указал, что в период с 10 августа 2022 года по апрель 2023 года в названном исправительном учреждении условия содержания являлись ненадлежащими ввиду отсутствия горячего водоснабжения, принудительной вентиляции помещений, недостаточности холодильников в помещении для приема пищи, стульев, нарушения расстояния между кроватями в помещениях общежитий, отсутствия асфальтового покрытия локальных участков территории, предназначенных для прогулок на открытом воздухе, плаца.
Помимо названных обстоятельств, нарушающих требования к условиям отбывания наказаний, по утверждению истца, при проведении ремонтных работ в отрядах ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми были выявлены другие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные обстоятельства, по мнению истца, являются существенным нарушением условий содержания в исправительном учреждении, что служит основанием для взыскания денежной компенсации в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Ухтинского городским судом Республики Коми, принятым 26 июня 2023 года, административный иск Вострикова А.А. удовлетворён частично - с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Вострикова А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000 рублей. В остальной части иска решением суда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции - 19 декабря 2023 года, представитель ФСИН России, ФКУ ИК-8 Управления ФСИН России ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права и настаивая на необоснованном присуждении истцу суммы денежной компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Востриков А.А. с 29 июля 2014 года отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, установил, что в период нахождения истца в названном учреждении отсутствовало горячее водоснабжение.
Из справки главного инженера ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми следует, что ввод в эксплуатацию (подключение) системы горячего водоснабжения в помещениях отрядов для проживания осужденных NN 2, 3 и 4 (туалет в помещении отряда) осуществлен с 15 марта 2023 года.
Прочие обстоятельства, на которые ссылался Востриков А.А, обосновывая свои доводы о ненадлежащих условиях его содержания в исправительной колонии, судом первой инстанции признаны не имеющими доказательств.
Оценив доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии материально-бытовых условий в заявленный период содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми предъявляемым требованиям в части касающейся отсутствия горячего водоснабжения, с чем правильно признали за Востриковым А.А. право на денежную компенсацию, определив её размер в разумных пределах.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовались пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Взыскивая компенсацию в размере 5000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом апелляционной инстанции компенсации не отвечающим требованиям разумности, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 27 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.