Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минина "данные изъяты" на решение Великолукского районного суда Псковской области от 25 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 июля 2023 года, по административному делу N 2а - 207/2023 по административному исковому заявлению Минина "данные изъяты" к судебному приставу - исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Скворцовой А.А, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Фёдоровой Т.В. и Управлению ФССП России по Псковской области об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минин Ю.П. обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Карповой В.С, УФССП России по Псковской области в котором просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства N; признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя Карповой В.С. в части оформления постановления с нарушениями требования правовых актов ФССП России и ФЗ N229-ФЗ, несвоевременного направления постановления и предоставления его в адрес истца, а также ненаправления постановления в адрес Администрации сельского поселения "Шелковская волость".
В обоснование требований указано, что 17 февраля 2023 г. судебным приставом - исполнителем ОСП Карповой В.С. возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании постановления об административном правонарушении от 26 декабря 2022 г, вынесенного мировым судьей Великолукского района Псковской области, согласно которому Минину Ю.П. назначено административное наказание в виде обязательных работ со сроком на 20 часов.
Истец считает постановление от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Приказу ФССП РФ от 04 мая 2016 г. N 238, Инструкции по делопроизводству, утвержденной Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. N 682, и нарушающим его права.
Указывает, что данное постановление не было направлено в Администрацию сельского поселения "Шелковская волость", где истец должен осуществлять обязательные работы.
Истец 27 марта 2023 г. явился в здание Администрации сельского поселения "Шелковская волость", однако никто его не обязал приступить к обязательным работам по причине отсутствия данного постановления.
Постановление от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства направлено истцу почтой только 27 марта 2023 г, т.е. через 10 дней после возбуждения исполнительного производства, т.к. должно быть направлено на следующий день.
Учитывая, что согласно постановлению Минин Ю.П. должен приступить к обязательным работам не позднее 27 февраля 2023 г, то судебный пристав - исполнитель, направляя в его адрес 27 февраля 2023 г, преднамеренно создала условия, чтобы истец не мог своевременно приступить к исполнению обязательных работ.
Полагает, что постановление не отвечает ни по форме, ни по содержанию требованиям закона, при его изготовлении не соблюдены требования делопроизводства (шрифт, заглавные буквы, поля и другое).
Кроме того приставом нарушены право истца на обжалование постановления в порядке подчиненности в десятидневный срок.
Решением Великолукского районного суда Псковской области от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска Минина Ю.П. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 декабря 2023 года, заявитель, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отмене судебных актов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 17 февраля 2023 г. на основании вынесенного мировым судьей судебного участка N 36 г. Великие Луки Псковской области постановления об административном правонарушении по делу N, вступившему в законную силу 08 января 2023 г, судебным приставом-исполнителем Карповой В.С. возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Минина Ю.П.
Согласно Постановлению Администрации Великолукского района Псковской области от 09 июля 2012 г. N 888 Администрация сельского поселения "Шелковская волость" включена в перечень организаций, в которых отбывают наказание в виде обязательных работ.
Данная организация определена судебным приставом-исполнителем с учетом требований части 2 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ, согласно которой исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.
Из постановления от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства Минин Ю.П. направлен для отбывания наказания в виде обязательных работ в Администрацию сельского поселения "Шелковская волость", предписано приступить к работам не позднее 27 февраля 2023 г. (пункты 2, 3); копия данного постановления подлежит направлению взыскателю, должнику, в орган, должностному лиц, выдавшему исполнительный документ (пункт 10).
Постановление от 17 февраля 2023 г. направлено судебным приставом- исполнителем в адрес Минина Ю.П. посредством портала Госуслуги 17 февраля 2023 г. и почтовой связью 27 февраля 2023 г, заказное письмо с указанным постановлением получено Мининым Ю.П. 20 марта 2023 г.
Из ответа Главы сельского поселения "Шелковская волость" Богатырёвой Л.П. от 22 марта 2023 г. N378 следует, что постановление судебного пристава-исполнителя от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства по состоянию на 22 марта 2023 г. в Администрацию не поступало.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений ОСП постановление от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес Администрации сельского поселения "Шелковская волость" 28 марта 2023 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из исходил из того, что оспариваемое постановление от 17 февраля 2023 г. о возбуждении исполнительного производства вынесено уполномоченным лицом, форма и содержание постановления в целом соответствует примерной форме и содержанию, указанным в приказе ФССП России от 04 мая 2016 г. N 238. У судебного пристава имелись основания для возбуждения исполнительного производства в связи с поступлением вступившего в законную силу постановления о привлечении Минина Ю.П. к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде обязательных работ.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов в порядке, установленном настоящим ФЗ, возлагается на судебных приставов-исполнителей, полномочия которых определены данным ФЗ и иными федеральными законами.
В силу части 2.1 статьи 14 ФЗ N 229-ФЗ постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Согласно части 17 статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Частью 1 статьи 24 ФЗ N 229-ФЗ предусмотрено, что лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав- исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа.
Исполнительными документами являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (пункт 6 части 1 статьи 12 ФЗ N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (часть 2 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ судебный пристав- исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:
1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;
2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;
3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;
4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;
6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.
В силу части 4 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ копию постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ (часть 4 статьи 229-ФЗ).
Судами установлено, что оспариваемое постановление от 17 февраля 2023 г. по своему содержанию соответствует требованиям части 3 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ.
Определенный судебным приставом-исполнителем срок - 27 февраля 2023 г, не позднее которого должнику следует приступить к обязательным работам, соответствует пункту 4 части 3 статьи 109.2 ФЗ N 229-ФЗ - не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Установлением срока, не позднее которого должник должен приступить к работам, не нарушены права и законные интересы истца.
При этом, Минин Ю.П. к исполнению обязательных работ не приступал. Доказательств того, что он обращался в Администрацию и имел намерение приступить к обязательным работам, однако ему в этом было отказано по причине отсутствия в Администрации оспариваемого постановления, не имеется.
При таких обстоятельствах, установлением срока, не позднее которого должник должен приступить к работам, не нарушены права и законные интересы истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Великолукского районного суда Псковской области от 25 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 июля 2023 года, по административному делу N 2а - 207/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Минина "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 25 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 июля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.