Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фомичевой "данные изъяты" на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу N 2а - 739/2023 по административному исковому заявлению Фомичевой B.С. к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обязании повторно рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомичева В.С. обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просила суд признать незаконным решение администрации от 21.12.2022 N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность; возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Фомичевой В.С. о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 г.".
В обоснование требований указала, что она является арендатором земельного участка, предназначенного для ведения огородничества. Фомичева В.С. обратилась в администрацию Приозерского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, однако, решением от 21.12.2022 ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в соответствии с подп. "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" по причине того, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Приозерского городского поселения отнесен к территориальной зоне Ж-1, не предполагающей его использование в целях огородничества. Административный истец полагает, что решение об отказе не основано на законе, поскольку отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-1 для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и ч.4 ст. 85 ЗК РФ. Противоречие вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, градостроительному зонированию не может препятствовать административному истцу в реализации права на выкуп земельного участка, предоставленного в аренду под огород до принятия Правил землепользования и застройки (первоначальный договор аренды заключен в 2001 году).
Определением суда от 18 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградкой области.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2023 года Фомичева В.С. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судами обеих инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фомичева В.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.09.2022 "адрес" является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", вид разрешенного использования: под огород, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов. Дополнительным соглашением N 1 от 14.11.2022 срок договора аренды установлен до 20.01.2024.
Из выписки из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области N 169 от 20 декабря 2012 г, испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
К основным видам разрешенного использования указанной территориальной зоны относятся: малоэтажные многоквартирные жилые дома до 4 этажей, включая мансардный, блокированные жилые "адрес" этажа с придомовыми участками, для эксплуатации жилого дома, земельные участки (территории) общего пользования, коммунальное обслуживание.
Ведение огородничества предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования.
18.12.2022 Фомичева В.С. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в собственность за плату без проведения торгов на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 г.", приложив к заявлению договор аренды, дополнительное соглашение, согласие на обработку персональных данных.
Решением N от 21.12.2022 администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования Приозерское городское поселение земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" отнесен к территориальной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что согласно подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, а спорный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества, а предусмотренная законом возможность использования земельного участка без установления срока его приведения в соответствие с градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки, не влечет за собой возникновение у лица, использующего земельный участок не в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, права на выкуп такого земельного участка.
Между тем при рассмотрении дела суды не учли следующее.
Из содержания статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы законодательства приведены в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен исчерпывающий перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 629 в 2022 году допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в рамках антикризисных мер, предпринятых в 2022 году и направленных на поддержку социально - экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации, предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов государственный или муниципальный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленный ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании спорного земельного участка в материалах административного дела не имеется.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и абзацу 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность приведения вида разрешенного использования в соответствие с градостроительными регламентами после приобретения в собственность таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку оспариваемое решение администрации от 21.12.2022 N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность противоречило требованиям закона, решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу N 2а - 739/2023 - отменить, принять новое решение которым признать незаконным решение администрации от 21.12.2022 N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность; возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Фомичевой В.С. о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.