Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пушкаревой "данные изъяты" на решение Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 06 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 9738/2022 по административному исковому заявлению Пушкаревой "данные изъяты" к администрации Выборгского района г. Санкт - Петербурга о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пушкарева Н.А. обратилась в Выборгский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в котором просила признать решение администрации Выборгского района Санкт - Петербурга N 04047/22-0-1 от 27 мая 2022 года незаконным и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем постановки Пушкаревой Н.А, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обосновании административных исковых требований указывает, что 28 апреля 2022 года она подала заявление на улучшение жилищных условий в администрацию Выборгского района г. Санкт-Петербурга, поскольку она является собственником коммунальной квартиры площадью 11, 8 кв.м, по адресу: "адрес", где зарегистрирован и ее малолетний сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 27 мая 2022 года административный ответчик принял решение об отказе в постановке на учет ее и сына, поскольку факт десятилетнего проживания в Санкт-Петербурге не подтвержден. С указанным решением не согласна, настаивает на том, что фактически проживает и работает в Санкт - Петербурге с 05 апреля 2012 года, и имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений.
Решением Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 06 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Пушкаревой Н.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 декабря 2023 года Пушкарева Н.А. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Пушкарева Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "данные изъяты", зарегистрирована по адресу: "адрес", с 30 октября 2014 года.
Согласно справки о регистрации по вышеуказанному адресу также зарегистрирован сын Пушкаревой Н.А. - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанным жилым помещением истец владеет на основании договора купли - продажи от 23 июля 2014 года.
28 апреля 2022 года Пушкарева Н.А. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга с заявлением о принятии ее и члена ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
26 мая 2022 года администрацией Выборгского района Санкт - Петербурга принято решение об отказе в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании п. 2 ст. 1 Закона Санкт - Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (отсутствие 10 летнего периода проживания в Санкт-Петербурге).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в совокупности с периодом регистрации заявителя по месту жительства с 30 октября 2014 года, на дату постановки решения от 28 апреля 2022 года у Пушкаревой Н.А. отсутствовало право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, в связи с проживанием с Санкт-Петербурге менее 10 лет.
С данными выводами судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласна по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 - 3, 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт- Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N 407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт- Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт- Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что у администрации Выборгского района г.Санкт- Петербурга отсутствовали правовые основания для признания семьи административного истца нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Достаточных, достоверных и неопровержимых доказательств постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет административным истцом судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец работала и работает в Санкт-Петербурге с апреля 2012 года, являлись предметом оценки суда первой инстанции и были правомерно отклонены, поскольку по смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" необходимым условием для включения спорного периода в срок постоянного проживания является постоянное проживание в Санкт-Петербурге, в том числе подтвержденной наличием постоянной регистрации.
Представление трудовой книжки с записью о трудоустройстве в спорный период не свидетельствует об обратном, поскольку как усматривается из выписки из домовой книги Пушкарева Н.А. проживала по месту регистрации с 12.02.2004 по 30.10.2014 по адресу: "адрес".
Фактическое пребывание истца в Санкт-Петербурге в отдельные периоды вне постоянной регистрации в качестве проживающего в установленном законом порядке не является основанием для включения спорного периода в срок проживания в Санкт-Петербурге.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 июля 2021 года N 1372-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Д, Н. и П. на нарушение их конституционных прав статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", устанавливая порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, субъекты Российской Федерации вправе обусловливать осуществление права на жилище определенными требованиями, в том числе, касающимися проживания соответствующих категорий граждан на их территории в течение того или иного периода. Оспариваемое положение абзаца первого п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является проживание граждан определенных категорий, в том числе граждан без определенного места жительства, в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет. Одновременно п. 1 ст. 7 этого же Закона устанавливает, что для принятия на соответствующий учет гражданин и члены его семьи обязаны, в частности, представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие проживание указанных лиц в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
К числу таких документов - согласно пункту 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, - относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется негосударственными казенными учреждениями районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт- Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, ни Закон Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", ни принятый в целях его конкретизации названный Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания иными документами, в том числе судебным решением, принятым по заявлению заинтересованного лица.
Доводы кассационной жалобы направлены не переоценку обстоятельств по делу и на существо принятых судебных актов не влияют, им была дана оценка судами при рассмотрении административного дела и апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства. Доказательства по делу оцениваются судом на предмет их относимости и допустимости по делу.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 06 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 9738/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Пушкаревой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 19 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 06 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.