Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 580/2023 по административному исковому заявлению Шиманского "данные изъяты" об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шиманский Э.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации в размере 200 000 рублей.
В обоснование требований указал, что с 25 июня 2017 года отбывает наказание в ИК-1 в ненадлежащих, унижающих человеческое достоинство условиях. В период отбывания наказания неоднократно водворялся в штрафной изолятор и помещение камерного типа, где отсутствовало горячее водоснабжение, прогулочные дворики не соответствовали установленным размерам, в них было недостаточно солнечного света, не соблюдалась приватность санитарного узла, имелся неприятный запах, из отверстия чаши Генуя, установленной в штрафном изоляторе, дул воздух, в камерах штрафного изолятора и помещения камерного типа на стенах имелась большая влажность и грибок.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 года исковые требования Шиманского Э.С. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ИК-1, выразившееся в необеспечении Шиманскому Э.С. надлежащих условий содержания в исправительном учреждении в период с 18 августа 2022 года по 24 апреля 2023 года.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Шиманского Э.С. взыскана денежная компенсация в размере 3000 рублей.
В удовлетворении в остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2023 года ФСИН России просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ИК - 1 Шиманский Э.С. отбывал наказание в виде лишения свободы в период с 25 июня 2017 года по 27 июля 2023 года, с 16 июня 2021 года Шиманский Э.С. содержался в отряде со строгими условиями отбывания наказания, неоднократно водворялся в штрафной изолятор и переводился в помещение камерного типа, с 24 апреля 2023 года содержался в федеральном казенном учреждении "Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области".
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 15 декабря 2022 года по делу N 2а - 996/2022, измененным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 мая 2023 года в части размера присужденной компенсации, удовлетворен административный иск Шиманского Э.С. об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в ИК-1 в период с 25 июня 2017 года по 17 августа 2022 года, присуждении компенсации.
Здания общежитий отрядов, штрафных изоляторов и помещений камерного типа обеспечены системой центрального холодного водоснабжения. Качество холодной воды соответствует нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Фактов отключения воды или перебоев в холодном водоснабжении на объектах исправительного учреждения зарегистрировано не было.
Горячего водоснабжения в зданиях общежитий отрядов ИК-1 нет из-за отсутствия инженерно-технических сетей и достаточной мощности теплогенерирующих установок котельной для производства и подачи горячей воды в здания общежитий жилой зоны с момента их строительства. При этом объекты коммунально-бытового обеспечения (столовая, банно-прачечный комплекс) обеспечиваются горячим водоснабжением централизовано.
В здании штрафных изоляторов и помещений камерного типа горячее водоснабжение осуществлялось путем установки накопительных водонагревателей.
Температурный режим в осенне-зимние периоды 2017-2022 годов в исправительном учреждении соблюдался в полном объеме, отопление организовано от городских сетей теплоснабжения. Температурный режим в отрядах и помещениях штрафных изоляторов и помещениях камерного типа поддерживается в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (температурный режим не ниже +18 градусов по Цельсию), что подтверждается журналом температурного режима в помещениях ИК-1.
С целью соблюдения требований СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвередности для человека факторов среды обитания" организовано регулярное проветривание запираемых помещений.
Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в оспариваемый период проводились проверки в ИК-1 на предмет выполнения требований действующего законодательства относительно соблюдения санитарных норм и правил при отбытии осужденными наказания в виде лишения свободы, по результатам которых вносились представления об устранении нарушений уголовно - исполнительного законодательства.
В связи с выявленными в ходе проверок нарушениями уголовно-исполнительного законодательства Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно обращался с исками в суд об устранении нарушений.
Так, вступившим в законную силу решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 20 января 2021 года по гражданскому делу N 2-105/2021 по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц на ИК-1 возложена обязанность устранить в камерах штрафного изолятора и помещения камерного типа нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно устранить повреждения напольного покрытия, покрытия стен и потолка; у чаш Генуя и унитазов устранить повреждения, привести в рабочее состояние системы смыва; провести санитарную обработку санитарных узлов; устранить деформацию (острые края, сколы лакокрасочного покрытия, следы коррозии) умывальных раковин; провести санитарную обработку умывальных раковин, иные нарушения.
Вступившим в законную силу решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 09 ноября 2021 года по гражданскому делу N 2-938/2021 по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц на ИК-1 возложена обязанность среди прочего в помещении штрафного изолятора чаши Генуя в камерах N 1, 2, 3, 4, 7, 11, 12, 13, 14 оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения; в помещении камерного типа камеры, оборудованные чашами Генуя (N 2, 4, 6, 7, 10, 12), оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения; обеспечить общежития отрядов горячим водоснабжением, предусмотреть подводку горячей воды к раковинам в комнатах для умывания в отрядах.
Полагая условия содержания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа ИК-1 ненадлежащими, Шиманский Э.С. обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных в ходе рассмотрения дела нарушений санитарно - бытовых условий содержания административного истца в штрафном изоляторе и помещении камерного типа ИК - 1, выразившихся в необеспечении его горячей водой и ненадлежащем состоянии чаш Генуя, что явилось основанием для присуждения компенсации за нарушение установленных законодательством требований к условиям содержания под стражей, которая определена в размере 3 000 рублей.
Иных нарушений условий содержания, влекущих присуждение компенсации не установлено.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц государственных служащих (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых а совершении преступлений", части 2 статьи 12.1 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий.
Согласно пунктам 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанный Свод правил, предусматривающий оборудование зданий исправительного учреждения горячим водоснабжением и распространяющий свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно - профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия, поскольку обратное ставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия данного свода правил.
Кроме того, требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Таким образом, неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России являлись предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 580/2023 - оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 28 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.