Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Синициной Любови Валерьевны на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года по административному делу N 2а - 802/2023 по административному исковому заявлению Синициной "данные изъяты" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Синицина Л.В. обратилась с административным исковым заявлением по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженным в письме от 10.11.2021 N 29762/12.4-21, по ее заявлению от 02.09.2021 ей отказано в предоставлении в собственность как многодетной семье земельного участка, расположенного в п. Попов Порог Сегежского района, площадью 1500 кв.м, без проведения торгов со ссылкой на подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку местоположение испрашиваемого участка совпадает с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с распоряжением МИЗО от 02.11.2021 N 3528-м, изданного в рамках рассмотрения заявления иного лица от 05.08.2021, вх. N 22524. Заявление Синициной Л.В. о повторном рассмотрении заявления от 02.09.2021 о предоставлении в собственность земельного участка письмом МИЗО от 14.01.2022 N 437/12.4-21 также было оставлено без удовлетворения. Указывая на отсутствие в момент подачи ею заявления сведений в ЕГРН об обременениях спорного земельного участка правами третьих лиц, предоставлении его на каком - либо праве, отсутствие заявления о проведении аукциона по его продаже или на право заключения договора аренды, Синицина Л.В. просила суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении многодетной семье испрашиваемого земельного участка и обязать МИЗО принять иное решение по заявлению административного истца.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2023 года, Синицина Л.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и настаивая на доводах административного иска.
Заслушав доклад, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, кассационный суд полагает апелляционное определение подлежащим отмене исходя из следующего.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 05.08.2021 в МИЗО от ФИО7 поступило заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, местоположение: "адрес" "адрес", площадь 2000 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Синицина Л.В, являющаяся многодетной матерью, через МФЦ 02.09.2021 обратилась в МИЗО с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый квартал "данные изъяты", площадью 1500 кв.м, для индивидуального жилищного строительства (вх. N 26084 от 03.09.2021), в порядке подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ по заявлению ФИО7 МИЗО обеспечило публикацию соответствующего извещения (направлено МИЗО в орган местного самоуправления для публикации в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте - опубликовано в газете "Доверие" от 29.09.2021 и на сайте администрации Сегежского муниципального района; кроме того, извещение опубликовано на портале ГИСТОРГИ, а также на официальном сайте МИЗО).
В связи с тем, что по истечении 30 дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка (по заявлению "данные изъяты") заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ распоряжением МИЗО от 02.11.2021 N 3528-м/20р принято решение о предварительном согласовании предоставления ФИО7 земельного участка, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", площадью 2000 кв.м, местоположение: "адрес"
10.11.2021 МИЗО письмом N 29762/12.4-21 уведомило Синицину Л.В. об отказе в удовлетворении ее заявления от 02.09.2021 со ссылкой на подпункт 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку было выявлено, что местоположение испрашиваемого административным истцом земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с распоряжением МИЗО от 02.11.2021 N 3528-м/20р, изданным в рамках рассмотрения заявления иного лица от 05.08.2021, вх. N 22524.
Заявление Синициной Л.В. по вопросу повторного рассмотрения заявления от 02.09.2021 N 26084 о предоставлении в собственность бесплатно ее многодетной семье земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории письмом МИЗО от 14.01.2022 N 437/12.4-21 также оставлено без удовлетворения.
На основании распоряжения Министерства от 02.11.2021 N 3528- м/20р 17.02.2022 между МИЗО и ФИО7 заключен договор N Об-м/Об аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", Территориальная зона - Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами", зарегистрированный в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Республике Карелия.
С 10.05.2023 правообладателем вышеуказанного спорного земельного участка на основании договора уступки права по договору аренды земельного участка от 26.04.2023 является ФИО8
15.05.2023 административный истец обратился в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что, поскольку в отношении спорного земельного участка заявление ФИО7 поступило ранее заявления Синициной Л.В, отказ МИЗО в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что его местоположение полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, соответствует закону.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В силу подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 2101-ЗРК) настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов (далее - земельные участки), а также условия предоставления иной меры социальной поддержки по обеспечению многодетных семей жилыми помещениями в форме единовременной денежной выплаты взамен бесплатного предоставления в собственность земельного участка (далее - единовременная денежная выплата).
Статьей 4 Закона N 2101 -ЗРК предусмотрено, что земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган (часть 1). Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган (часть 5). В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность (часть 7). Многодетные семьи выбирают земельные участки, включенные в перечень, в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления (часть 9).
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (часть 10).
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (часть 11).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 2101-ЗРК основаниями для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков являются: наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, принятого ранее на основании настоящего Закона или Закона Республики Карелия от 30.11.2011 N 1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия"; выход из гражданства Российской Федерации одного или более членов многодетной семьи; наличие принятого уполномоченным органом в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Закона решения о несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона; предоставление многодетной семье единовременной денежной выплаты в соответствии с настоящим Законом.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что в случае предоставления многодетной семье земельного участка из перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается органом государственной власти, поэтому многодетной семье может быть отказано в предоставлении земельного участка лишь по основаниям, указанным в статье 5 Закона N 2101-ЗРК, то есть не связанным с формированием земельного участка.
Однако в случае предоставления земельного участка не из указанного перечня подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обеспечивается непосредственно гражданином. В этом случае уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Министерство, установив, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпало с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с распоряжением МИЗО от 02.11.2021 N 3528-м по заявлению ФИО7, отказало Синициной Л.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Срок действия указанного распоряжения в соответствии с пунктом 14 статьи 39.15 ЗК РФ составляет два года; государственный кадастровый учет спорного земельного участка был обеспечен ФИО7 30.11.2021, договор аренды заключен 17.02.2022.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие - либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года по административному делу N 2а - 802/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Синициной "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.