Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2023 года (N 2а-652/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года по административному исковому заявлению Ложникова А.А. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ложников А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКУ ИК-24) о признании незаконными действий, выразившихся в создании ненадлежащих условий содержания, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 рублей. В обоснование требований указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-24 в отряде строгих условий отбывания наказаний. Рядом с исправительным учреждением проходит железная дорога, по которой проходят поезда, в результате чего трясутся стены, становится шумно, административный истец просыпается от вибрации, в связи с чем не может потом уснуть. Администрация исправительного учреждения на его просьбы отказывается сделать шумоизоляцию окон.
Также Ложников А.А. обратился в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-24 о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 500 000 рублей. Требования мотивируя тем, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-24, неоднократно водворялся в штрафной изолятор (далее - ШИЗО), где отсутствовало горячее водоснабжение, было плохое освещение, возле окон стоит забор, который мешает доступу естественного освещения и воздуха, на окнах отсутствуют механизмы открывания/закрывания окон, прогулочные дворики маленькие, стены камер ШИЗО покрыты грибком и плесенью.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Определением суда от 9 января 2023 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением номера делу N 2а-652/2023.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, действия ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми по не обеспечению надлежащими условиями содержания Ложникова А.А. признаны незаконными. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ложникова А.А. взыскана денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 6 000 рублей. В удовлетворении административных исковых требований, в том числе к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2024 года, ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Ложников А.А. 15 декабря 2017 года прибыл в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, где продолжает отбывать наказание до настоящего времени в отряде N 1 строгих условий отбывания наказания. Из справки о поощрениях и взысканиях, следует, что в период с 11 мая 2018 года по 9 июня 2021 года Ложников А.А. 18 раз водворялся в ШИЗО за нарушения условий порядка отбывания наказания, где в общей сложности провел 181 сутки.
Установив, что в период содержания Ложникова А.А. в камерах блока ШИЗО ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в указанный период допускались нарушения условий содержания, в частности: отсутствие горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 6000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения его прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Ложникова А.А. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 6 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.