Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 июля 2023 года по административному делу N 2а-400/2023 по административному исковому заявлению Скулкина Д. О. к Призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Призывной комиссии Ленинградской области, Военному комиссариату по г.Гатчине и Гатчинскому району Ленинградской области, ФКУ Военный комиссариат Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области", Призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Призывной комиссии Ленинградской области, Военного комиссариата по г.Гатчине и Гатчинскому району Ленинградской области, - Сизенко В.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Скулкина Д.О. - адвоката Спирина А.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скулкин Д.О. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что что решением призывной комиссией Гатчинского муниципального района от 14 июля 2022 года зачислен в запас на основании абз. 8 п.1 ст. 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Полагает, что данное решение нарушает его право на дальнейшее поступление на государственную гражданскую службу. Также, не согласен с решением, так как в период до 2019 г..на мероприятия, связанные с призывом не вызывался, в период осеннего призыва 2019 г..проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого был направлен на дополнительное обследование, по результатам которого был призван на военную службу. Не согласившись с данным решением, обжаловал его в Гатчинском городском суде. Определением суда от 27 января 2020 г..производство по делу было прекращено, в связи с отказом от иска, так как обжалуемое решение призывной комиссии о призыве на военную службу было отменено 31 декабря 2019 г..В период весеннего призыва 2020 г..также получил направление на дополнительное обследование, по результатам которого решением призывной комиссии от 22 октября 2020 г..вновь был призван на военную службу. Также, не согласившись с решением, обратился в Гатчинский городской суд с исковым заявлением.
Определением суда от 22 января 2021 г..производство по делу было прекращено, в связи с отказом от иска, так как обжалуемое решение призывной комиссии о призыве на военную службу было отменено 31 декабря 2020 г..Факт обжалования решения призывной комиссии не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку само по себе обжалование решения комиссии не может расцениваться как уклонение от прохождения воинской службы. В период весеннего призыва 2021 г..по результатам освидетельствования ему была выставлена категория "данные изъяты" 20 августа 2021 г, явившись в ГБУЗ "ЛОКБ" с необходимыми для прохождения дополнительного обследования по направлению медицинскими документами, плановая госпитализация не была назначена, административный истец был поставлен в лист ожидания, что подтверждается выписной справкой ГБУЗ "ЛОКБ" от 20 августа 2021 г..22 апреля 2022 г..повторно обратился в ГБУЗ "ЛОКБ", но также был поставлен в лист ожидания, что также подтверждается выписной справкой ГБУЗ "ЛОКБ" от 22 апреля 2022 г..В связи с чем был вынужден обратиться в военный комиссариат по г..Гатчина и Ленинградской области с заявлением о невозможности прохождения дополнительного обследования, что подтверждается почтовой квитанцией N 19103666224808 от 23.04.2022 г, также сообщал об этом в устной форме, но никаких мер военный комиссариат не предпринял. При этом, "данные изъяты". ему исполнилось 27 лет. В указанный период поручений в органы внутренних дел об установлении его местонахождения как призывника, административный ответчик не давал. Повестки о явке по адресу жительства военным комиссариатом также не направлялись. В документах воинского учета не имеется данных о непрохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период. В связи с чем, административный истец просил суд:
- признать незаконным решение призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 июля 2022 года о признании Скулкина Д.О. лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию Гатчинского муниципального района Ленинградской области устранить допущенные нарушения путем вынесения заключения призывной комиссии о зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основаниям абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как лицо, неподлежащее призыву по достижению возраста 27 лет.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 14 от 13 июля 2022 г. о зачислении Скулкина Д. О. в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по п. 1 ст. 52 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Обязал Призывную комиссию Гатчинского муниципального района Ленинградской области рассмотреть вопрос о зачислении Скулкина Д. О. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по основаниям абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как лицо, не подлежащее призыву по достижении возраста 27 лет.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закона N 53-ФЗ), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу ст. 25 Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 Закона N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе; оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п.5, 6, 7 Положения о призыве на военную службу).
Таким образом, обстоятельства непрохождения военной службы без законных оснований имеют правовое значение с 01 января 2014 года до достижения призывником возраста 27 лет.
Как следует из материалов дела Скулкин Д. О. был принят на учет в Военный комиссариат по г. Гатчина и Гатчинскому району ЛО 12 декабря 2012г.
В личном деле призывника имеются корешки повесток, которыми Скулкин Д. О. вызывался на мероприятия, связанные с призывом на военную службу на 19.06.2020г, на 15.07.2020г, на 18.12.2019г, на 25.12.2019г, на 26.12.2019г, на 15.10.2020г, на 22.10.2020г, на 27.10.2020г.
При этом, в указанные даты являлся в Военный комиссариат по г. Гатчина и Гатчинскому району для прохождения мероприятий, связанных с призывом. Также, после первоначальной постановки на учет в 2012г, в 2013г. проходил медицинское освидетельствование, и ему была предоставлена отсрочка до 30.06.2014г. по ст. 24 п. 2а Закона о воинской обязанности и военной службе. Кроме того, Скулкину Д.О. 05 июля 2021г. был признан временно негодным к военной службе, ему была выставлен категория годности "Г", что свидетельствует о предоставлении ему отсрочки от призыва сроком на 6 месяцев, несмотря на отсутствие принятия решения в этой части в личном деле призывника.
В материалах личного дела призывника также имеются справки из ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница", куда Скулкин Д.О. направлялся Военным комиссариатом по г. Гатчина и Гатчинскому району ЛО, в которых указано, что ему требуется дообследование и он поставлен в лист ожидания. Указанные справки датированы 07.07.2020г, 20.08.2021г, 22.04.2022г. При этом, в справке от 22.04.2022г. указано, что он проверен в очереди от 20.08.2021г. и о дате госпитализации ему будет сообщено дополнительно.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 14 от 13июля 2022 г. Скулкин Д. О. на основании пп. "а" п. 1 ст. 22 и пп. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ зачислен в запас, как гражданин не прошедший военную службу по призыву до достижения им возраста 27 лет, не имея на то законных оснований, выдана справка взамен военного билета (л.д. 71).
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Скулкина Д.О. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им 27-летия. Скулкин Д. О. достиг 27-летнего возраста "данные изъяты"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о признании незаконным оспариваемого решения и возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о зачислении административного истца в запас Вооружённых Сил Российской Федерации по основаниям абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как лицо, не подлежащее призыву по достижении возраста 27 лет.
Надлежащих доказательств направления военным комиссариатом по г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области повесток о вызове Скулкина Д. О. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 2014 (с момента окончания срока предоставления отсрочки) до 2019 г. материалы дела не содержат.
В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы Представителя административных ответчиков, что Скулкин Д. О. каким-либо разом уклонялся от получения повесток, препятствовал осуществлению о призыва на военную службу; отсутствуют доказательства того, что Скулкин Д. О. отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Так, в розыскном деле призывника отсутствуют сведения о получении ращений УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, о веденных мероприятиях. Кроме того, в личном деле призывника, начиная 2019г. имеется информация о том, что Скулкина Д. О. обследовали в медицинских учреждениях на предмет установления ему категории годности, стоял в листе ожидания на дообследование в ЛОКБ, в связи с невозможностью установления ему категории годности, выставлялась категория годности "Г". Однако, мероприятия по медицинскому обследованию в отношении административного истца так и не были завершены Военным комиссариатом по г. Гатчина и Гатчинскому району ЛО.
Доводы кассационной жалобы о том, что Скулкин Д. О. неоднократно обращался в суд за обжалованием решений призывной комиссии об установлении ему категории годности и призыве на военную службу с целью уклонится от призыва, правильно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку обращение в суд не является противозаконным действием, а представляет собой реализацию гражданских прав. Кроме того, вопрос установления категории годности в отношении Скулкина Д. О. не был разрешен при проведении медицинских освидетельствований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 июля 2023 года по административному делу N 2а-400/2023 по административному исковому заявлению Скулкина Д. О. к Призывной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Призывной комиссии Ленинградской области, Военному комиссариату по г.Гатчине и Гатчинскому району Ленинградской области, ФКУ Военный комиссариат Ленинградской области о признании незаконным решения оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" - без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.