Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-4950/2023) по кассационной жалобе Козловой "данные изъяты" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2023г. (N33а-21911/2023) по административному иску Козловой С.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Козлова С.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости, а именно: адресе принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 03 августа 2022г.
Просила возложить на административного ответчика обязанность исключить из ЕГРН сведения о характеристиках объекта недвижимости, определенных по состоянию на 3 августа 2022г, и внести в ЕГРН сведения о характеристиках объекта недвижимости, определенных по состоянию на период с 14 июня 2012 года по 05 мая 2022г.
В обоснование указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 785 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес"
Ранее, 16 августа 2019г. административный истец обращалась через ГБУ ЛО "МФЦ" филиал "Мурино" с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в части внесения изменений об адресе названного объекта недвижимости, однако, 26 августа 2019г. осуществление государственного кадастрового учета приостановлено, а впоследствии в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с непредставлением заявителем акта уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, на присвоение адреса объекту недвижимости.
Из полученной выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о характеристиках объекта недвижимости, административному истцу стало известно, что по состоянию на 3 августа 2022г. в сведениях об адресе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" значится: "данные изъяты" Полагая свои права нарушенными действиями административного ответчика по внесению изменений в сведения ЕГРН в отношении принадлежащего ей участка, в частности, права на получение достоверной информации об основании внесения сведений в ЕГРН после 25 июля 2022г.
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г. в удовлетворении административного иска Козловой С.Б. отказано.
Определением суда от 27 июня 2023г. в решении суда от 27 апреля 2023 года были устранены описки(в части указания фамилии административного истца в абзаце третьем страницы 2 решения).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 31 августа 2023г. определение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2023г. оставлено без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2023г. решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Козлова С.Б. просит отменить решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2023г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов административного дела, Козлова С.Б. является собственником земельного участка площадью 785 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением администрации муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 71 от 03 марта 2020г. указанный выше адрес аннулирован, земельному участку присвоен новый адрес: "данные изъяты" (л.д.98).
Сведения об изменении адреса земельного участка внесены в ЕГРН 26 июля 2022г. на основании заявления Управления Федеральной налоговой службы Ленинградской области от 22 июля 2022г. N21- 21/11320@, к которому заявителем приложена копия вышеназванного постановления органа местного самоуправления.
25 сентября 2022г. Козлова С.Б. обратилась в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в части указаний на адрес земельного участка (л.д.99).
03 октября 2022г. (исх/12806) Управлением Росреестра по Ленинградской области дан ответ, что технической ошибки не выявлено (л.д.108).
06 октября 2022г. от Козловой С.Б. в адрес Управления Росреестра по Ленинградской области поступила жалоба (л.д. 109).
13 октября 2022г. (исх/13395) Управлением Росреестра по Ленинградской области дан ответ на жалобу, согласно которому сведения об адресе были внесены на основании постановления администрации муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 71 от 03 марта 2020г. В связи с чем, на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014г. N1221 были внесены соответствующие сведения в ЕГРН. Указывая, что оснований для исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН отсутствуют (л.д.111-113).
Отказывая в удовлетворении заявленных административного иска Козловой С.Б, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика имелись правовые основания внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости. Порядок внесения указанных сведений соблюден, оспариваемые действия Управления Росреестра по Ленинградской области не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014г. N1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", с выводами суда первой инстанции согласился отметив следующее.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Федеральный закон N218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 Федерального закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
Оператор федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН (часть 5 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона N218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа относится присвоение адресов объектам адресации (пункт 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014г. N1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 26 которых датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
Внесение в ЕГРН сведений об утверждении, изменении адреса с 01 января 2017г. допустимо лишь на основании полученной от оператора ФИАС информации о внесении таких сведений в ФИАС, либо на основании межевого плана, технического плана, карты-плана территорий, в состав приложения которых включена заверенная выписка из государственного адресного реестра о присвоении (изменении) в установленном порядке адреса (в том числе в электронном виде).
Согласно пункту 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 данных Правил.
В пункте 2 Правил раскрыто понятие адресообразующие элементы, в состав которых входит, в том числе элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов с использованием федеральной информационно адресной системы (пункт 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).
Статьей 33 Федерального закона N218-ФЗ предусмотрена возможность внесения дополнительных сведений, в том числе и об адресе объекта недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 5 статьи 32 Федерального закона N218-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с положением части 1 статьи 34 Федерального закона N218-ФЗ, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 33 Федерального закона N218-ФЗ в случае, если сведения, указанные в том числе в части 5 статьи 32 названного Федерального закона, не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 названного Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Таким образом, в связи с не поступлением сведений от оператора ФИАС сведений об изменении адреса объекта адресации, на основании соответствующего заявления УФНС России по Ленинградской области о внесении изменений в адрес земельного участка в порядке части 1 статьи 33 Федерального закона N218-ФЗ (с учетом отсутствия оснований для отказа во внесении сведений в ЕГРН, предусмотренных частью 2 статьи 34 Федерального закона N218-ФЗ) действия административного ответчика по внесению изменений в адрес земельного участка являлись обоснованными и соответствовали установленной выше процедуре.
Соответственно, действия административного ответчика во внесении сведений в ЕГРН являются законными.
Доводы Козловой С.Б. об отсутствии законных оснований для исправления реестровой ошибки судом апелляционной инстанции мотивированно отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств и не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Козловой "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.