Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1264/2023 по кассационной жалобе Администрации города Вологды на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 29 июня 2023 года по административному исковому заявлению Чащина С.Л. к администрации города Вологды об оспаривании уведомления.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы Чащина С.Л. и его представителя Смирнова А.Ю, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чащин А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Вологды, в котором просил признать незаконным уведомление Департамента градостроительства администрации г. Вологды о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 17 августа 2022 года N.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с разрешенным использованием - для личного подсобного хозяйства, общей площадью 1794 кв.м, адрес объекта "адрес". Также ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером N, расположенный на указанном земельном участке. Приняв решение о реконструкции дома, 9 августа 2022 года он обратился в Департамент градостроительства с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением Департамента указано на недопустимость размещения объекта и (или) реконструкции индивидуального жилищного строительства на земельном участке. С уведомлением не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права как собственника. Уведомлением Департамент поставил истца в безвыходную ситуацию, при которой он не может совершить реконструкцию жилого дома, поскольку установленный вид разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства" в Правилах землепользования и застройки отсутствует.
Протокольным определением суда от 11 января 2023 года в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Вологодской области.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 2 февраля 2023 года Чащину С.Л. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 29 июня 2023 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 2 февраля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Чащина С.Л. удовлетворено. Признано незаконным уведомление Департамента градостроительства администрации г. Вологды о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 17 августа 2022 года N 12-0-8/151.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 29 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 декабря 2023 года, Администрация города Вологды ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая, что оно принято при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности Чащина С.Л. имеется земельный участок, на котором расположен жилой дом площадью 76, 1 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Чащину А.Л, имеет площадь 1794 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
9 августа 2022 года Чащин С.Л. обратился в администрацию г. Вологды с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома.
Уведомлением Департамента градостроительства администрации г. Вологды Чащину С.Л. указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации строительство объекта недвижимости собственником земельного участка может осуществляться в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Согласно градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа город Вологда, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года N 72, вид разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства" не предусмотрен. Правилами предусмотрен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства (2.1)".
Согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 1971 кв.м, что не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой находится земельный участок, установленным Правилам в части максимального размера земельного участка для вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства (2.1)" (1 500 кв.м.).
Разрешая возникший спор и отказывая Чащину С.Л. в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами", установленной Правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды, которыми не предусмотрен вид разрешенного использования "Для личного подсобного хозяйства", следовательно, ему необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с действующим земельным законодательством, изменив вид разрешенного использования "Для личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства".
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что поскольку Правилами установлены требования в части максимального размера земельного участка для вида разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства" (1500 кв.м.), Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе градостроительные регламенты, то в данной части оспариваемое уведомление также является законным.
Суд апелляционной инстанции нашел решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац 6 части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим отдельных видов земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием. Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков.
При этом и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным классификатором утвержден вид разрешенного использования земельного участка - "Жилая застройка", который предполагает размещение жилых домов различного вида. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1.
В указанные коды входит такой вид разрешенного использования как "Для индивидуального жилищного строительства" (2.1), который предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Также в данный перечень входит такой вид разрешенного использования как "Для ведения личного подсобного хозяйства" (2.2), который предполагает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Таким образом, установленный вид разрешенного использования земельного участка истца "личное подсобное хозяйство" допускает строительство индивидуального жилого дома, причем с теми же параметрами, которые указаны в виде разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства".
Земельный участок административного истца является приусадебным, поскольку расположен в пределах населенного пункта, он предполагает строительство жилого дома, следовательно, не предполагает и ограничений по его реконструкции.
В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (Требования к образуемым и измененным земельным участкам) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Вологды земельный участок истца расположен в зоне Ж-1 (Зона застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами).
При этом зона Ж1 установлена за границами исторического поселения для обеспечения правовых условий размещения и эксплуатации индивидуальных жилых домов, а также объектов повседневного обслуживания, связанных с проживанием граждан. Предельно максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования составляет 1500 кв.м.
Вместе с тем, данные Правила приняты и вступили в силу после приобретения Чащиным С.Л. земельного участка (договор купли-продажи от 24 декабря 2008 года, регистрация 22 января 2009 года), следовательно, требования к размерам земельных участков, установленные этими Правилами, относятся к вновь образуемым земельным участкам.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, содержание оспариваемого уведомления, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что оно является незаконным, поскольку не соответствует требованиям частей 10, 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 29 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.