Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-1468/2023 по административному исковому заявлению Лушниковой Людмилы Петровны об оспаривании решений комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенных в протоколах от 26 декабря 2019 года N 43 и от 13 марта 2020 года N 5, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лушникова Л.П. обратилась в Октябрьский районный суд г. Архангельска с административным исковым заявлением о признании незаконными решений комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тесту - также комиссия ФСИН России), изложенных в протоколах от 26 декабря 2019 года N 43 и от 13 марта 2020 года N 5, возложении на Федеральную службу исполнения наказаний обязанности восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31 декабря 2013 года, произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из расчета общей площади жилого помещения 33 кв.м. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с 31 декабря 2013 года состоит на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением жилищной комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 года отложено рассмотрение материалов ее учетного дела до предоставления информации о сносе жилого "адрес", расположенного в городе Архангельске "адрес".
Решением жилищной комиссии ФСИН России от 13 марта 2020 года она снята с учета на получение единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Административный истец считает данные решения незаконными, нарушающими ее права на обеспечение жилым помещением.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года, административный иск Лушниковой Л.П. удовлетворен частично.
Признаны незаконными решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленные протоколом от 26 декабря 2019 года N 43, в части отложения рассмотрения материалов ее учетного дела до предоставления информации о сносе жилого дома по адресу: "адрес", или предоставления иного жилого помещения взамен, и протоколом от 13 марта 2020 года N 5 о снятии ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи один человек с 31 декабря 2013 года, принять меры по предоставлению ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности в соответствии с датой принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
С Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Лушниковой Л.П. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска Лушниковой Л.П. отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года, поданной ФСИН России и поступившей в суд первой инстанции 11 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных обстоятельств, несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об отказе Лушниковой Л.П. в удовлетворении административных исковых требований.
ФСИН России также представлено дополнение к кассационной жалобе, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что 26 декабря 2013 года Лушникова Л.И. обратилась с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на состав семьи один человек.
Письмом ФКУ ЖКУ УФСИН России по Архангельской области от 15 января 2014 года N-Л-З документы были возвращены, в связи с отсутствием оснований для принятия документов по причине увольнения Лушниковой Л.И. из органов уголовно-исполнительной системы 17 октября 2013 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 апреля 2014 года по делу N 33-1693/2014 отменено решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 17 января 2014 года и принято новое решение, которым исковые требования Лушниковой Л.П. о восстановлении на работе, взыскании денежных средств удовлетворены. Лушникова Л.П. восстановлена на службе в органах уголовно-исполнительной системы с 18 октября 2013 года.
6 мая 2014 года Лушникова Л.П. повторно обратилась с документами о принятии на учет для социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 1 человека.
Комиссия ФСИН России 24 января 2017 года приняла решение о постановке Лушниковой Л.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи один человек с 6 мая 2014 года.
Не согласившись с датой постановки на учет, Лушникова Л.П. оспорила данное решение в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июля 2018 года по делу N 2-3497/2018 на ФСИН России возложена обязанность поставить Лушникову Л.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи один человек с 31 декабря 2013 года.
Решением комиссии ФСИН России, изложенном в протоколе N 10 от 21 марта 2019 года, во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июля 2018 года Лушникова Л.П. принята на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи один человек с 31 декабря 2013 года.
На основании решения комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 года, изложенного в протоколе N 43, рассмотрение материалов учетного дела Лушниковой Л.П. отложено до предоставления информации о сносе жилого "адрес" "адрес" в городе Архангельске или предоставлении иного жилого помещения взамен для проживания.
Решением комиссии ФСИН России от 13 марта 2020 года, изложенным в протоколе N 5, Лушникова Л.П. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Разрешая административное дело, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых решений, поскольку Лушникова Л.П. жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства по установленной норме не обеспечена.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных фактических обстоятельствах дела нормы права применены судами нижестоящих инстанций верно.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона указанные лица, имеющие общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеют право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - также единовременная социальная выплата) один раз за весь период государственной службы.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Основания снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты определены пунктом 15 Правил. К их числу относится улучшение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подпункт "б" пункта 15 Правил).
В соответствии с пунктами 6, 7.1.2, 17 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 (далее - Порядок), комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по результатам рассмотрения рапорта и материалов учетного дела принимает одно из следующих решений:
о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения едино-временной выплаты;
о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;
о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
Пунктом 7.2.5 Порядка, предусмотрено, что ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.
В целях подготовки директору ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, комиссия ФСИН России направляет запросы в территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России о предоставлении уточняющих сведений об указанных лицах. Территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России представляют в комиссию ФСИН России сведения не позднее двадцати дней со дня поступления вышеуказанных запросов.
В соответствии с пунктом 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Судами установлено, что Лушникова Л.П. с 25 декабря 1992 года по 10 июня 2019 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 49, 1 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", занимаемом на основании типового договора социального найма жилого помещения, нанимателем которого являлась дочь Лушниковой Л.П. - ФИО1 Право пользования данным жилым помещением имело 5 человек.
Заключением межведомственной комиссии от 29 августа 2008 года N 45 данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Это решение послужило основанием для включения указанного жилого дома в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года N 173-пп.
С 27 сентября 2019 года Лушникова Л.П. была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Это жилое помещение принадлежит на праве собственности ее знакомой ФИО2, членом семьи которой административный истец не являлась.
С 25 мая 2021 года Лушникова Л.П. зарегистрирована в жилом помещении - двухкомнатной квартире общей площадью 53, 5 кв.м, в том числе, жилой 30, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма является ее дочь ФИО1, членами семьи нанимателя - ФИО3 и ФИО4 (дети нанимателя), Лушникова Л.П. (мать нанимателя), ФИО5 (сестра нанимателя). Обеспеченность площадью на одного человека, проживающего в указанном жилом помещении, составляет 10, 7 кв.м.
Указанное жилое помещение предоставлено семье административного истца в рамках реализации мероприятий адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года N 173-пп.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Лушникова Л.П. не имеет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая административное дело, суды при установленных фактических обстоятельствах пришли к правильному выводу о том, что предоставление административному истцу благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, не является основанием для ограничения его права как сотрудника уголовно-исполнительной системы, являющегося нуждающимся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, поскольку замена негодного объекта жилищных прав по основаниям, предусмотренным законом, объектом, отвечающим требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилому помещению, не устранило обстоятельства, свидетельствующие применительно к пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как на дату вынесения оспариваемого решения Лушникова Л.П. была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Верным судебная коллегия находит и вывод суда первой инстанции об отсутствии у комиссии ФСИН России оснований для отложения рассмотрения вопроса о предоставлении административному истцу единовременной выплаты, поскольку, как установлено по делу и не опровергается доводами кассационной жалобы, у Лушниковой Л.П. жилищные условия с даты постановки на учет и после вынесения судебного решения по делу N 2-2497/2018 не изменились, право собственности на какое-либо жилое помещение не приобретено, договор социального найма на жилое помещение по "адрес" заключен в связи с предоставлением жилого помещения взамен ранее не пригодного.
Установив, что оспариваемые решения не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы административного истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска.
Довод дополнения к кассационной жалобе о том, что снятие Лушниковой Л.П. с регистрационного учета и ее регистрация по месту жительства в поселке Катунино является действием, ухудшающим жилищные условия, влекущим возможность приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, не может быть принят во внимание.
Как установлено судами и указано выше, решением комиссии ФСИН России от 13 марта 2020 года, изложенным в протоколе N 5, Лушникова Л.П. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил в связи предоставлением семье административного истца "адрес" общей площадью 53, 5 кв.м. взамен жилого помещения по адресу "адрес", признанного непригодным для проживания, а не в связи с совершением действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В силу разъяснений, данных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При этом суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России о пропуске административным истцом срока обращения в суд основанием для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке признаны быть не могут.
В силу конституционных положений человек, его права и свободы являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (статьи 46 и 56 Конституции Российской Федерации).
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу чего обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом установленных судами по данному делу обстоятельств, отказ в удовлетворении административного искового заявления только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд фактически приведет к отказу административному истцу в защите нарушенного права, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.
Приведенным административным истцом в обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обстоятельствам судом первой инстанции с учетом существа спорных правоотношений и задач административного судопроизводства дана надлежащая правовая оценка.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.